Что такое необучаемость? Научный подход.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
«Необучаемость» вовсе не означает, что Ваш ребенок не может учиться. Это значит лишь то, что Вам придется уделить больше времени, помочь ему. Необучаемость выражается в «дислексии», «дискалькулии», «дисграфии».
Дислексия – это одно из нарушений процесса обучения, которое означает, что Ваш ребенок испытывает трудности в чтении. Те дети, которые испытывают трудности со счетом, могут иметь дискалькулию. А те дети, которые испытывают трудности при написании, имеют дисграфию. Другие дети имеют трудности в восприятии речи и понимания прочитанного. Подобные трудности создают достаточную «проблему», чтобы быть диагностированными как «необучаемость»? Чтение, счет и письмо могут быть трудными для многих детей на начальном этапе обучения. Но вот только когда эти ранние трудности так и остаются, и действительно сложно двигаться вперед, можно говорить о «необучаемости».
Если «необучаемость» выражается через Дислексию или Дискалькулиюпомните, это не означает что Ваш ребенок немой или медлительный. «Необучаемость» становится следствием способа обработки информации мозгом. И, как результат, у детей разный уровень успеваемости.
«Необучаемость» не заразна, но может передаваться на генетическом уровне. Вполне вероятно, что у Вас или кого-то из Ваших родственников были аналогичные трудности. Но современные дети, к счастью, имеют преимущество перед своими родителями. Специалисты сегодня, знают намного больше о работе мозга и формировании процесса обучения.
Научный подход, сегодня.
Чтение, вслух или про себя, связано с процессом обработки звуков. Звук – это очень сложный комплекс частот с изменяющейся интенсивностью. Быстрый и точный анализ, весьма сложный процесс. Даже у самых сложных компьютеров все еще возникают проблемы с полным анализом звука. У нас анализ звука происходит во внутреннем ухе, в улитке. Если улитка не производит анализ звука безошибочно, то это может стать причиной дислексии.
Каждый звук имеет основную частоту и несколько более высоких частот (или гармоник). Когда звуки имеют почти одинаковые частоты, отличаясь только более высокими гармониками, «дислексик» может ошибочно истолковывать их. Например, «Б» и «П» или «Т» и «Д» имеют сходную основную частоту. «Дислексик» обрабатывает информацию в более медленном темпе.
Чтение – это сложный процесс, требующий от Ваших ушей и глаз совместной синхронной работы. Как только глаза видят букву, уши идентифицируют соответствующий звук, даже, если Вы читаете про себя. Затем, вестибулярный аппарат ведет глаз от буквы к букве, а улитка переводит каждую букву в звук. В идеале обе операции должны происходить практически одновременно. Проблемы начинаются тогда, когда промежуток времени между одной операцией и другой становится слишком длинным. Т.о., если вестибулярный аппарат и улитка работают не синхронно, то глаза и уши работают также.
Но проблема еще больше усложняется, т.к. каждый звук длится определенное время. Ухо постоянно должно настраиваться на быстрые изменения. Когда этого не происходит, то глаза и уши не работают синхронно. Правильный звук больше не попадает на правильную букву. А без звука буква остается немой. Значение не может проявиться.
К удивлению для многих, мы имеем доминантное ухо. Некоторые из нас «правши», а некоторые «левши». Преимущество остается за теми, у кого доминантное ухо - правое. Они анализируют входящую информацию быстрее, чем левоухие. Поэтому, люди, у которых доминантное ухо – правое, обучаются легче, чем те, у кого доминантное ухо левое. И это логично.
Правое ухо напрямую связано с левым полушарием, где происходит обработка языка. Это прямая и быстрая связь. Если Вы слушаете левым ухом, то звуки сначала попадают в правое полушарие, где нет языкового центра, а значит, информация должна быть перенаправлена в левое полушарие. А так, как это длинный путь, то информация поступает с запозданием. Люди с доминантным левым ухом постоянно будут играть в догонялки. Но информация приходит не только с опозданием, но еще и не полная. Некоторые высокочастотные компоненты теряются. А как Вы уже знаете, это ключевые частотные компоненты для того, чтобы чувствовать различие между сходными звуками (как, например, «Б» и «П»).
То же самое происходит и с речью – мы должны узнавать слова в потоке речи, интерпретировать их значение и выделять значимость утверждения для себя. Многие эти функции выполнятся разными отделами мозга. Наш мозг должен уметь все это соединить в одно целое.
Наука продвинулась далеко вперед в понимании внутренней работы мозга. Одно из важнейших открытий дающих новую надежду в процессе обучения, называется «нейропластичностью». «Нейропластичность» относится к природной, пожизненной способности мозга изменять форму новых связей и преобразовывать новые мозговые клетки в ответ на опыт и обучение. Данные знания привели к революционным методам, позволяющим тренировать мозг. Одним из таких методов является метод аудио-вокальных занятий или метод Томатис.
Метод Томатис.
Метод Томатис - это метод аудио-вокальных тренировок. Задача метода состоит в том, чтобы обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Это переобучение процесса слушания.
Этот метод является психо-фоно-педагогической дисциплиной. Метод был разработан в 50-х годах французским врачом-отоларингологом и фониатром Альфредом Томатисом. В основе метода лежит теория взаимодействия слухового восприятия c голосом.
Продолжение следует…
Автор: Каширина Светлана
www.tomatis-moscow.ru
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ