Как Вы можете помочь ребенку ?!
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
Когда у детей возникают проблемы с обучением, то первыми это замечают их родители. Даже, если Вы незнакомы с основными симптомами необучаемости, то Вы в состоянии распознать возможные проблемы на ранних этапах. Если родители и специалисты смогут определить проблемы на ранних этапах и окажут надлежащую помощь, то в дальнейшем ребенок сможет развить необходимые навыки для успешной и продуктивной жизни.
Считается, что 2% от ежегодно родившихся детей имеют ограниченные способности к обучению. Многие из них имеют задержку или расстройства речевого развития. Кому-то удастся развить речевые и языковые навыки без всякого вмешательства еще до школы. Но важно, выявить те случаи, когда помощь просто необходима.
Многие ошибочно полагают, что речевую коррекцию не стоит начинать до того, как ребенок начнет говорить. Современные исследования доказали, что дети хорошо разбираются в языке, даже до того, как произнесут первое слово. Так, например, согласно теории французского врача А.Томатиса, подтвержденной позднее, ухо зародыша начинает функционировать в четыре с половиной месяца. По его мнению, процесс формирования речи начинается задолго до рождения и возводится как к физиологическим способностям, которые развиваются в период внутриутробной жизни так и к бессознательному желанию или нежеланию вступать в контакт.
Ребенок, находясь в утробе матери, слышит массу звуков, в том числе и мамин голос. Именно через маму ребенок слышит своего отца, а, следовательно, и родную речь. Мама — это микрофон, который позволяет ребенку слышать окружающий мир.
Малыши хорошо отличают родной язык от иностранного. Они используют невербальные высказывания для выражения собственных нужд, имитируют различные речевые модели через лепет.
Очень важно как можно раньше распознать, находиться ли Ваш ребенок в группе риска. И сделать это лучше еще до 3−х лет. Так как задержка речи и коммуникации может отбросить развитие Вашего ребенка далеко назад. Чем раньше Вы начнете решать проблему, тем больше у Вас шансов улучшить коммуникативные навыки Вашего ребенка.
Уже достаточно в раннем возрасте можно найти признаки нетипичные для развития, которые могут указывать на то, что у Вашего ребенка могут быть проблемы с обучением. Наличие значительных отставаний от нормы в специфических областях развития, в то время как другие навыки соответствуют возрасту, указывают на то, что у Вашего ребенка проблема с обучением.
Далее приведены наиболее значимые причины, которые могут влиять на овладение навыками обучения:
- преждевременные или осложненные роды /беременность
- неонатальная интенсивная терапия
- низкая оценка по шкале Апгар
- ранние и хронические отиты
- проблемы сенсорной интеграции (правильное восприятие информации и формирование представлений об окружающем мире через органы чувств)
- отравление тяжелыми металлами такими как ртуть и свинец
- генетические заболевания (синдромы)
- дети с неврологическими поражениями (ДЦП)
- задержка моторного развития
- физическое недоразвитие
Речь обычно делится на экспрессивную и рецептивную. Те, кто имеют проблемы с обучением, как правило, испытывают трудности и с экспрессивной и с рецептивной речью. Задержку речевого развития у ребенка можно рассматривать тогда, когда его речевые навыки значительно отстают от своих сверстников.
Многие дети к пятому году жизни приобретают все необходимые речевые и языковые навыки естественным путем. Например, у ребенка, который ходит в детский сад, есть необходимый словарный запас и грамматика, а также почти чистое произношение, при помощи, которых он эффективно манипулирует социальным окружением. Конечно, для того, чтобы приобрести речевые навыки, в первую очередь ребенок должен постоянно слышать родной язык. Младенцы и малыши начинают соединять понятия и значения слов, когда родители называют для них объекты или действия. Это довольно простое действие, которое не заставляет ребенка говорить, но дает ему, тем не менее, слова, которые он потом будет использовать сам. Более того, слушание родного языка — это фундамент для чтения. Раннее речевое взаимодействие (дети слушают, даже, если еще не могут говорить) и раннее овладение языковыми навыками необходимо для развития мозга.
К 9 месяцу мозг малыша уже готов к мыслительным процессам. Речевое взаимодействие, слушание звуков, музыки и стихов оказывают огромное влияние на последующее обучение.
Родители могут совершенно естественно развивать устную речь своего ребенка, целенаправленно и креативно проводя с ним время.
Вот простые, но ценные советы, как Вы можете проводить время с ребенком, даже если его очень мало.
1. Начинайте говорить со своим ребенком с самого рождения. Это приносит пользу, даже тогда, когда он просто слышит Вас.
2. Отвечайте малышу на его воркование и гуление.
3. Играйте в простые игры с малышом. (Ладушки).
4. Слушайте своего малыша. Смотрите ему в глаза, когда он разговаривает с Вами.
5. Сопровождайте описанием все действия, которые Вы делаете.
6. Не заставляйте говорить насильно.
Разговаривайте со своим ребенком. Вам вовсе не придется искать время, если Вы не забудете поговорить с ребенком, как только Вы окажетесь вместе. Более того, языку, чтению и математике можно обучать через неформальную беседу.
1. Говорите обо всем, о событиях дня, о книге, которую прочитал ребенок, или даже о пробке, которую Вы оба видите из окна автомобиля.
2. Просите ребенка назвать специфические блюда или названия бытовых предметов, дать названия и характеристики фруктам.
3. Не забывайте читать своему ребенку, когда он сидит у Вас на коленях. Это развивает позитивное отношение ребенка к чтению. Если у Вашего ребенка короткое внимание, то возьмите книжку с большими цветными привлекательными картинками и небольшим текстом.
4. Чтение книги должно стать взаимодействием. Постарайтесь
- Обсудить картинки и пересказать историю.
- Позвольте ребенку самому придумать продолжение истории
- Если история ему известна, то предложите ребенку закончить самому, используя ключевые моменты или подбор рифмы.
- Предложите ребенку исправлять Вас, когда Вы намеренно неправильно читаете или пропускаете пункты и события.
- Проиграйте историю, например, как в кукольном театре.
- Акцентируйте внимание ребенка на последовательность в чтении, указывая на расположение текста на странице, слева направо, сверху
5. Развивайте фонологическую информированность при помощи слуховых и визуальных игр в слова, такие как:
- Рифмование слов.
- Разбитые слова. Произнесите медленно слово, делая паузы между слогами. А ребенок должен повторить его в нормальном темпе.
- Попросите ребенка нарисовать картинку и придумать к нему историю, а Вы запишите.
6. Обучение у детей происходит сначала через соответствие, затем модель и последовательность. Так, например, ребенок учиться считать и рассказывать алфавит до того, как они начнут ассоциировать числа и буквы с математикой и чтением. Постарайтесь развить основные навыки через взаимодействие с вещами, которые их окружают дома. Попробуйте:
- Указывая на одну чашку или две тарелки, попросите его принести их на стол. Попросите положить салфетку у одной тарелки.
- Играя с ребенком в игру, где ребенок может соотносить буквы и предметы в доме, которые начинаются с буквы, например «П» — пылесос, посуда и т.д.
7. Прививайте своему ребенку любовь к чтению, используя аудио и видео записи, чтение с друзьями, чтение в кругу семьи.
Метод Томатис.
Метод Томатис - это метод аудио-вокальных тренировок. Задача метода состоит в том, чтобы обучить Ваши уши слышать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Это переобучение процесса слушания.
Этот метод является психо-фоно-педагогической дисциплиной. Метод был разработан в 50−х годах французским врачом-отоларингологом и фониатром Альфредом Томатисом. В основе метода лежит теория взаимодействия слухового восприятия c голосом.
Автор: Каширина Светлана
www.tomatis-moscow.ru
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ