Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.
У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.
В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.
Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.
А.Н.Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игровое действие позволяет ребенку выразить свои самые фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы для проявления творчества, активности, смекалки.
Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ в игровой ситуации, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действий.
Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль «знатоков».
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности.
Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата.
Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы.
В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память.
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передачи образа.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.
Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др. Е.И.Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.
Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться, принимать правила игры.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ