Роль сенсорного воспитания, как способ
формирования дошкольника.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
В период дошкольного воспитания ребёнок активно познаёт окружающий мир – в игре, действиях с предметами, общении со сверстниками. Поэтому дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития (дошкольное детство), скорее всего, вырастут, пассивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития. Тогда как дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности.
Сенсорное познание мира проходит у дошкольников через познание свойств окружающего мира (цвет, форма, вкус, звук, запах, фактура, величина и др.). Это познание происходит во всех видах деятельности дошкольников. Но для того, чтобы оно было более полным и дало хороший результат, процесс должен проходить с учётом внутреннего психологического комфорта ребёнка.
Возьмём, к примеру, рисование. Развитие детского рисования разделяется на доизобразительный («период марания и каракулей») и собственно изобразительный период. Доизобразительный период начинается с того момента, когда случайные движения ребёнка приводят к получению «следов», на которые малыш обращает внимание и затем пытается повторить. Дети растут, познают мир. Соответственно усложняются их рисунки – по форме, содержанию, композиции. Постепенно изменяется отношение ребенка к своему рисунку, появляется критичность.
По мере того как дети взрослеют, от них ожидают всё больших успехов. Соответственно возрастает напряжение ребёнка, связанное с реакцией взрослого на продукт его деятельности. И на данном этапе задачей педагога является создание для ребёнка такой атмосферы, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Тогда у ребёнка возвращается ощущуение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я могу справиться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». Поскольку одним из признаков доизобразительного периода является отсутствие контроля, то детям не приходится осваивать новые способы поведения, и на место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, так как их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий». Это всё способствует удовлетворению актуальной потребности в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству.
Сенсорное развитие играет огромную роль не только в социальном становлении личности ребёнка, но и в психологическом. Подтверждением тому является, например, психическое развитие детей в условиях сенсорного голодания (сенсорной депривации). Нарушения зрения или слуха, а также воспитание в условиях искускуственно обеднённой среды (отсутствие новых и разнообразных зрительных и слуховых стимулов в сочетании с дефицитом общения с взрослыми и сверстниками) отрицательно сказываются на психическом развитии ребёнка. В частности, наблюдается задержка в появлении зрительного сосредоточения, ориентированной реакции на звук, целенаправленных движений, а следовательно, предметной деятельности и речи.
Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищённости, спокойствия и уверенности в себя. Такая обстановка создается через организацию предметно – развивающей среды всей группы (мягкие модули и пуфики с гранулами, музыкальный центр, яркие сенсорные столы,игрушки, спортивный инвентарь, строительный материал, материалы и принадлежности продуктивной деятельности и др.)
Рекомендуется широко использовать разные виды деятельности по сенсорному развитию дошкольников.
Эти занятия способствуют:
- обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
- развитию мышления (логика, математика), стимуляции его творческого и речевого развития,совершенствованию моторики (изодеятельность, ручной труд), а также укреплению здоровья и полноценному физическому развитию (общефизическая подготовка);
- развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, развитию понятийного мышления и способностей решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти, обучению элементарным математическим понятиям.
Упражнения, которые включаются в каждое занятие, позволяют улучшить самочувствие детей и тем самым создать основу для усвоения больших объёмов информации. Например, дыхательные упражнения успокаивают успокаивавют и способствуют концентрации внимания, стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.
Используемые приёмы:
- сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);
- цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние дошкольников);
- музыкотерапия (положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему; также определённая музыка вызывает расслабляющий, успокаивающий эффект).
Задачами этих занятий являются:
- развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;
- обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
- обучение релаксации;
- создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
Ожидаемый результат:
- оптимизация уровня тревожности;
- способность к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций.
Для того, чтобы данная работа с дошкольниками имела успех, необходимо соблюдать некоторые правила:
Правило 1. Количество вводимых правил должно быть сведено к минимуму.
Правило 2. Взрослый регулирует активность детей.
Правило 3. Как можно меньше разговоров, занятия строятся на действиях дошкольников. Взрослый же создаёт для этого условия.
Правило 4.Содержание занятия, выбранная техника должны определять действия ребёнка.
Правило 5. Каждый ребёнок в равной степени должен получать своё конкретное количество внимания, специфическое коррекционное воздействие.
Правило 6. Условия должны «провоцировать» успешность ребёнка, Проживание чувства собственного успеха является одним из ведущих механизмов коррекции.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ