Дайте ребенку право на ошибку.
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ
Когда мы занимаемся с ребенком, учим его одеваться, собирать пазлы, читать, писать, решать задачки и многое другое нам очень хочется, чтобы у малыша все получалось. И это желание абсолютно естественно для любого родителя. Мы все хотим, чтобы наши дети были самыми-самыми!
Обычно, когда мы видим, что мысли малыша пошли не в том направлении, мы его останавливаем и говорим «подумай еще», «а может, есть еще способ?», «не правильно, давай по-другому», «здесь лучше сделать вот так». И именно тут нас и подстерегают опасности. Одна из них заключается в том, что мы прерываем мыслительный процесс малыша до того, как он самостоятельно понял, что совершает ошибку. Соответственно, он не понимает, почему должен искать другое решение, почему должен делать по-другому. Ошибки он не совершил, но мама говорит, что нужно иначе. Он верит маме и начинает искать другой способ. Соответственно, ребенок начинает ориентироваться не на свой опыт, а на маму и ее оценку, как на критерий качества. И результат, который ему нужно достичь, отходит на второй план. Малыш перестает «верить себе», своим ощущениям. Конечно, наше желание помочь ребенку понятно, мы искренне хотим, чтобы ребенок не тратил время на гипотезу, которая не приведет к результату, но мы не даем возможности ребенку понять, что это ошибка и в подобных ситуациях так действовать не надо.
Чтобы научиться чему-нибудь, нужно ошибаться. Мы же не поправляем детей, когда они учатся ходить, не говорим им, как переставлять ноги или переносить вес. Мы ждем, когда малыш пойдет сам, когда он поймет сам, как надо, и не ругаемся, когда он падает. Так почему же когда дело касается обучения, мы так хотим избегать ошибаться?
Совершать ошибки гораздо полезней, чем нам может казаться. Они отрезвляют нас, заставляют нас думать, творить, искать нестандартные решения. Ведь именно эти качества мы и хотим развивать в малыше. Без ошибок нет шансов найти что-то новое и необычное.Без ошибок ребенок не будет нести ответственность за свои поступки. Без ошибок он не научится упорству и желанию добиться цели, добиться успеха. Без ошибок он не научиться находить выход из сложных ситуаций и действовать не по шаблону. Без ошибок ребенок не научится доверять себе и верить в свои силы.
Что же произойдет, если ребенка постоянно поправлять, предотвращать его ошибки? Зная, что его результат проверит мама и обязательно исправит, если что-то не так, ребенок перестает нести ответственность за свои поступки, за результат. Можно сделать не задумываясь, что угодно, и исправить ошибки, если мама их найдет, а если не найдет значит и не важно что именно и как ты сделал. Постоянные исправления и жесткие инструкции со стороны взрослых также часто приводят к страху совершить ошибку. При этом у ребенка пропадает желание чего-то добиться, показать, что он что-то умеет, главным становится принцип «не ошибиться»! Соответственно исчезает мотивация к достижению. Все чего он хочет – чтобы его оставили в покое. Становится вялым, аппатичным, про такого ребенка родители часто говорят – «он ничем не интересуется», «ничто его не волнует».
Все, что от нас требуется, это набраться терпения и «не помогать» ребенку, дать ему попробовать все варианты какие приходят в голову, и, если после всего он не находит решения, тогда уже аккуратно его направить, помочь, подсказать. Таким образом, мы не только даем ребенку возможность проявить самостоятельность, но и развиваем его креативность и его мышление, стимулируем его к поиску решений. При этом если малыш попал в тупик необходимо ему помочь, не дожидаясь того, что он бросит задачу, откажется ее решать совсем. Вот где требуется чуткое родительское внимание.Когда ребенка не страхуют, он учится распределять свои силы самостоятельно.
Взрослым нужно мужество и терпение, чтобы позволить детям самостоятельно набираться опыта и развиваться.
Итак, что требуется от родителей для развития в ребенке желания и умения ставить перед собой цели, достигать результата, творчески мыслить и быть ответственным:
1. Не ругайте и не наказывайте за ошибки .
2. Дайте ребенку довести то, что он делает до конца.
3. Не поправляйте его, пусть он сам убедится, что это неверный путь
4. Если ребенок зашел в тупик, направьте его в сторону правильного решения, но не решайте задачу за него.
5. Обязательно похвалите ребенка, когда он нашел решения.
Источник: Каталог Детских Центров России
<<<< ДРУГИЕ СТАТЬИ