Я познаю мир. Тема: «Дерево - металл».
1. Приветствие (3 мин.)
Цель: организация ребенка / детей, формирование коммуникативных навыков.
Материалы: маленькие игрушки (домашние животные, дикие животные, куколки).
Ход: дети садятся в круг, берут по очереди игрушки, произносят название животного и здороваются со всеми участниками.
2. Игра с мячом «Тонет – не тонет» (4 мин.)
Цель: Развитие познавательной сферы ребенка.
Материалы: мяч.
Ход: Педагог называет предмет (например: стул), бросает мяч ребенку, ребенок отвечает, тонет этот предмет или не тонет.
3. Новая тема:
1) «Раздели предметы» (5 мин.)
Цель: дать представление о различиях материалов, учить определять материал зрительно.
Материал: коробка с предметами из дерева и металла, матрешка, ложка, мышка бибабо.
Ход: педагог от лица мышки. Мышка тащит коробку: «Пи – пи –пи, ох, как тяжело. Здравствуйте ребята, а я вам принесла показать предметы, которые я в доме у своей хозяйки насобирала, когда порядок наводила. Посмотрите, что у меня есть». Педагог достает по одному предмету, дети называют, мышка предлагает угадать, чем похожи предметы, чем отличаются. Рассматриваем разные схожие признаки, после этого обращаем внимание на материал. Спрашиваем детей: «Из чего сделаны эти предметы?». Мышка ставит на одну сторону около коробки матрешку, называет материал, на другую кладет ложку, называет материал, достает предмет, дети определяют зрительно в какую сторону надо его положить. Делается обобщающий вывод – «Эти преметы сделаны из дерева, эти предметы сделаны из металла».
2) Игра с мячом «Назови материал» (3 мин.)
Педагог называет предмет, дети называют материал, из которого он сделан.
3) Творческое задание Аппликация «Матрешка с ведерком» (6 мин.)
Педагог раздает детям заготовки для аппликации – контурное изображение матрешки ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-01 и ведра , отдельно красные цветы для ведерка ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-02 , отдельно белый круг – фартук. Дети вырезают и приклеивают на лист А4 силуэт матрешки, сверху приклеивают круг – фартук и цветок на фартук. Далее рядом с матрешкой вырезается и приклеивается ведро, украшается цветком. Дети называют материалы, из которых сделаны эти предметы в реальности.
4) Подвижная игра «Орел и цыплята» (3 мин.)
Цель: мышечное расслабление, выплеск лишней энергии, тренировка умения взять на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Материал/ место: комната, стульчик на каждого ребенка.
Правила и роли:
- В один "домик" (стульчик) может спрятаться один ребенок;
- Догонять детей можно только после сигнала, например, хлопок в ладоши или слово "Домой!";
- Нельзя ловить ребенка, который спрятался в "домик" (сел на стульчик);
- В начале игры ведущим является педагог, затем место ведущего занимает пойманный ребенок. В возрасте до 3-х лет ведущим всегда является педагог! Действия: Под музыку дети выполняют характерные для роли движения (мышки - бегают на четвереньках, цыплята - щиплют травку, зайки - прыгают, воробьи летают). Ведущий дает сигнал о начале погони и догоняет детей. ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ИГРУ
5) «Признаки материала: теплое-холодное, твердое – мягкое, гладкое - шераховатое» (8 мин.)
Цель: дать представления об отличительных свойствах предметов из разного материала, сенсорное развитие.
Материал: у педагога - картинки с пилой ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-03, топором ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-04, рубанком ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-05, молотком и гвоздем ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-06, гномик ПРИЛОЖЕНИЕ N:5-6-07, на каждого ребенка мешочек с 5-ю железными и 5-ю деревянными предметами, очищенные от серы спички (3-5 шт.), один неоточенный карандаш, один железный длинный болт из конструктора, картинки – огонь, снежинка, подушка, кирпичная стена, прямая линия, волнистая линия.
Ход: Педагог от лица гномика: «Я покажу вам как распознать из чего сделан предмет, не видя его. Возьмите мешочки и попробуйте сразу найти деревянный предмет не глядя, а только ощупывая рукой. Трудная задача. На самом деле деревянные и металические предметы отличаются друг от друга. Давайте посмотрим на картинки и скажем для работы с какими предметами подходят эти инструменты, для дерева или для железа?». Гномик показывает картинки, просит детей назвать инструменты и действие – пила - пилят, молоток и гвоздь - забивают, топор – рубят, рубанок – стругают. Педагог: «Ребята, этими инструментами можно работать с железом или с деревом? Правильно с деревом, этот материал мягче, в него можно вбить гвоздь, распилить, разрубить, а железо распилить сложнее и гвоздь в него не забить. Значит дерево более мягкий материал, а железо более твердый». Гномик: «Ребята, а мы сейчас с вами сами проверим легко ли сломать железо и дерево. Возьмите спички, карандаши и болтики. Попробуйте согнуть болт, у кого получилось? Да, железо очень твердое и не гибкое, его трудно сломать. Давайте теперь возьмем спички, которые делают из дерева, сломайте их. Легко? Да, гораздо легче, чем болтик. Попробуйте сломать карандаш. Не получается? Да, чем толще деревянный предмет, тем сложнее его сломать, тем он тверже. Итак, мы увидели, что дерево – это более мягкий материал, предметы из дерева можно распилить, сломать, вбить в них гвоздь. Железо – это твердый материал, предметы из железа трудно разломать, согнуть». Педагог собирает лишние предметы со стола, у детей остаются мешочки. Гномик: «Деревянный предмет можно узнать еще и потому, что он теплее, а железный холоднее. Давайте достанем из мешочка любой холодный предмет. Это железо. А теперь достаньте более теплый предмет. Это дерево. Железные предметы более гладкие, погладьте пальчиком, нет неровностей и бугорков, а деревянный предмет? Этот материал более шероховатый, если дерево не покрыто лаком, то можно даже посадить занозу. Ну что же, теперь вы можете распознать из чего сделан тот или иной предмет. Сейчас я раздам вам карточки с обозначениями свойств материалов, вы будете доставать предметы из мешочка и определять в кокую сторону его положить – к дереву или к металлу. Давайте посмотрим карточки: огонь – значит теплый материал, снежинка значит холодный. В одну сторону положим огонь – здесь будут деревянные предметы, в другую снежинку – здесь будут железные предметы. Подушка обозначает мягкий материал, кирпичная стена – твердый. Разложите картинки по сторонам. Прямая линия обозначает гдадкий материал, волнистая шероховатый. Разложите картинки. Теперь доставайте предметы и кладите их в нужную сторону. Скажите, какие предметы оказались у вас на стороне дерева? Какие на стороне металла?».
6) Потешка «Как у наших у ребят» (2 мин.)
(движения по тексту)
Как у наших у ребят ножки весело стучат.
Топ- топ, топ-топ, ножки весело стучат,
Но устали ножки - хлопают ладошки.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлопают ладошки.
Вот устали ручки - отряхнем-ка брючки.
А теперь вприсядочку сели детки рядышком,
Вверх, вниз, вверх, вниз, вверх и просто поклонись!
ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ПОТЕШКУ
7) Творческое задание «Нарисуй по описанию» (5 мин.)
Педагог называет признаки предмета, дети угадывают предмет, рисуют его цветными карандашами. Например, «Нарисуйте предмет. Он сделан из твердого, холодного, гладкого материала. С его помощью можно соединить две доски. Для этого надо взять молоток и забить его в дерево. Что это? Правильно, это гвоздь». Рисуем 2-3 варианта.
8) Танец «От улыбки» (3 мин.) ЗАПУСТИТЬ МУЗЫКУ
1. Куплет.
От улыбки хмурый день светлей,
(ходьба по кругу, лента в правой руке)
От улыбки в небе радуга проснется,
(ходьба по кругу, лента в левой руке)
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется.
(стоим на месте, трясем лентой перед собой)
Припев
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке,
(рука с лентой вверху, взмахи из стороны в сторону)
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
(волнистые движения по полу лентой)
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
(выкладываем из ленты улыбку на полу, ходьба вокруг)
2. Куплет.
От улыбки солнечной одной,
(ходьба в правую сторону)
Перестанет плакать самый грустный дождик,
(ходьба в левую сторону)
Добрый лес простится с тишиной,
И захлопает в зеленые ладоши
(хлопаем)
Припев
3. Куплет.
От улыбки станет всем теплей,
(ходьба в центр, потрясти лентой)
И слону и даже маленькой улитке,
(ходьба из центра, потрясти лентой перед собой)
Так пускай повсюду на земле,
Словно лампочки включаются улыбки.
(кружимся в одну и другую стороны)
Припев
9) «Свойства материала: легкое – тяжелое, запахи, звуки» (5 мин.)
Цель: дать представления об отличительных свойствах дерева и железа.
Материал: на каждого ребенка миска с водой с 2-3 деревянными и железными предметами, сито, полотенце, по несколько деревянных и железных предметов на тарелочке, по одному деревянному предмету из пахнущего дерева, например, из можевельника или сосны. У педагога белка.
Ход: Педагог: «Ребята, к нам пришла белочка, она услышала, что сегодня мы рассматриваем деревянные и железные предметы и тоже захотела с нами поиграть. ( педагог раздает миски и сито) На лесном озере беда – на дне лежат какие-то предметы, и на поверхности плавают разные предметы, надо спасать озеро. Возьмите сито и достаньте все предметы. Какие предметы легче было доставать? Почему? Да, деревянные предметы плавают в воде, потому что они легкие. А какие предметы трудно доставать, почему? Да, железные п редметы тонут, ложаться на дно, потому что они тяжелые. Вытрите полотенцем одну деревянную и одну железную игрушку. Положите их на разные ладошки, какая игрушка тяжелее? Да, железная. Белочка принесла нам игрушки из сосны, как я догадалась, что они деревянные? По запаху, давайте их понюхаем, а железо пахнет? Нет. Вот еще один отличительный признак – дерево пахнет, а железо нет. А теперь постучим по деревянному предмету, стук глухой, а по железному стук звонкий». Вывод: дерево – это легкий материал, он пахнет, издает глухой стук; железо – это тяжелый материал, не пахнет, издает звонкий стук».
10) Подвижная игра «Белки на дереве» (4 мин.)
Дети-белочки прыгают по полянке. По сигналу педагога дети должны найти себе домик, имеющий определенный признак, дотронуться до него. Например, «белки ищите деревянный домик». Можно называть различные признаки предметов, не только материал.
ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ИГРУ
11) Рисование красками кисточкой и ватными палочками «Лето» (5 мин.)
Дети рисуют кисточкой ствол и ветки, ватными палочками дорисовывают зеленые листочки на ветках, птичек в небе, солнышко и травку.
4. Подведение итогов занятия (3 мин.)
Педагог с помощью вопросов коротко напоминает детям основные моменты занятия.
5. Прощание (2 мин.)
Мы играли, рисовали,
Дружно пели и плясали,
И не хочется нам с вами расставаться,
Но настало время нам,
Расходится по домам,
Чтобы скоро вместе нам опять собраться !!!
ПЕРЕЙТИ К ЗАНЯТИЮ № 2
ВОПРОСЫ - КОММЕНТАРИИ - ПОЖЕЛАНИЯ - ЗАМЕЧАНИЯ