«Веселая азбука»
1. Приветствие (3 мин.)
Цель: организация ребенка / детей, формирование коммуникативных навыков.
Материалы: маленькие игрушки (домашние животные, дикие животные, куколки).
Ход: дети садятся в круг, берут по очереди игрушки, произносят название животного и здороваются со всеми участниками.
2. Игра с мячом «Продолжи предложение» (5 мин.)
3. Танец «Кузнечик» (3 мин.) ЗАПУСТИТЬ МУЗЫКУ
1. Куплет.
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик
Зелененький он был.
(руки на поясе, повороты в стороны)
Представьте себе, представьте себе
Совсем как огуречик,
Представьте себе, представьте себе
Зелененький он был.
(повороты туловища в стороны, руки по сторонам)
2. Куплет.
Он ел одну лишь травку,
Он ел одну лишь травку,
Не трогал и козявку
И с мухами дружил.
(руки попеременно подносим ко рту)
Представьте себе, представьте себе
Не трогал и козявку,
Представьте себе, представьте себе
И с мухами дружил.
(повороты туловища в стороны, руки по сторонам)
3. Куплет.
Но вот пришла лягушка,
Но вот пришла лягушка,
(приседаем на полусогнутых ногах, руки на поясе)
Прожорливое брюшко
И съела кузнеца.
(гладим живот)
Представьте себе, представьте себе
Прожорливое брюшко
Представьте себе, представьте себе
И съела кузнеца.
(повороты туловища в стороны, руки по сторонам)
4. Куплет.
Не думал не гадал он,
Не думал не гадал он,
Никак не ожидал он
Такого вот конца!
(попеременно подносим к щекам согнутую в локте руку с вытянутым указательным пальцем)
Представьте себе, представьте себе
Никак не ожидал он
Представьте себе, представьте себе
Такого вот конца!
(повороты туловища в стороны, руки по сторонам)
4. Новая тема:
1) Составление описательного рассказа по картине «Осень» (5 мин.)
Цель: дать понятие «пейзаж», учить навыкам составления описательного рассказа по картине с помощью вопросов.
Материал: крупная иллюстрация «Осень» ПРИЛОЖЕНИЕ N:3-4-13, игрушка лисичка.
Ход: Педагог показывает лису и говорит: « К нам в гости прибежала лисичка. Она хочет рассказать, что с их лесом происходит что-то необычное – листья на деревьях перекрашиваются в другой цвет. Как вы думаете, что случилось с лесом?» Ответы детей. Показ иллюстрации. Педагог: «Да, в лес пришла осень. Посмотрите какую картину с осенним лесом принесла лисичка. Такая картина с изображением природы называется пейзаж». Показываем иллюстрацию, с помощью вопросов происходит обсуждение изображения, признаков осени, отношения детей к картине, одним из детей подводится итог в виде небольшого описательного рассказа.
2) Практическое задание «Выбери картинку» (5 мин.)
Цель: учить детей зрительно выделять пейзажные изображения и составлять рассказы из 5-ти предложений, отвечая на вопросы.
Материал: набор открыток пейзажные, натюрморты, портреты, ПРИЛОЖЕНИЯ N: 4-5-09, 4-5-10, 4-5-11, 4-5-12, 4-5-22 на каждого ребенка не менее 5 штук, среди которых 2 с пейзажем, лисичка.
Ход: педагог предлагает найти среди картинок другие пейзажи, показать и рассказать лисичке о других природных видах. Раздаем наборы, просим детей найти картинки с пейзажем составить короткий рассказ. По одному рассказу дети говорят по очереди для всех, педагог помогает вопросами.
3) Потешка «Осень в лесу» (3 мин.)
Деревца стоят в лесу,
Вот уж осень на носу,
(руки вверх, слегка покачиваем из стороны в сторону)
Ветер ветерок подул,
С дерева листочек сдул,
(дуем)
4) Аппликация из рваной бумаги «Осенний ковер». (7 мин.)
Дети отрывают кусочки цв. бумаги и приклеивают на половинку листа А4.
5. Подвижная игра «Орел и цыплята» (3 мин.)
Цель: мышечное расслабление, выплеск лишней энергии, тренировка умения взять на себя роль и действовать в соответствии с ней.
Материал/ место: комната, стульчик на каждого ребенка.
Правила и роли:
- В один "домик" (стульчик) может спрятаться один ребенок;
- Догонять детей можно только после сигнала, например, хлопок в ладоши или слово "Домой!";
- Нельзя ловить ребенка, который спрятался в "домик" (сел на стульчик);
- В начале игры ведущим является педагог, затем место ведущего занимает пойманный ребенок. В возрасте до 3-х лет ведущим всегда является педагог!
Действия: Под музыку дети выполняют характерные для роли движения (мышки - бегают на четвереньках, цыплята - щиплют травку, зайки - прыгают, воробьи летают). Ведущий дает сигнал о начале погони и догоняет детей. ВЫБРАТЬ ДРУГУЮ ИГРУ
6. Артикуляционная гимнастика «Язычок в домике» (3 мин.)
Вот проснулся Язычек,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7)
Расстелил половичек
На крылечке Язычек.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
( Улыбнутся, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать на счет 1-10)
Д-д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра –
В гости к тетушке пора!
(постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетлива произнести «ддддд», «ттттттт»)
Тетушка Щечка
Племянника ждет,
Блинчики с медом
К обеду печет.
Кашу сварила,чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
(Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произнести : «пя-пя-пя….»
7. Дыхательное упражнение «Прокати карандаш» (3 мин.)
8. Настольная игра «Подбери по цвету». (5 мин.)
9. Пальчиковая игра «Моя семья» (2 мин.)
Раз, два, три, четыре, Кто живет в моей квартире?
(хлопаем в ладоши на счет)
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
(показываем на счет пальцы одной руки – достаем из кулочка)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся моя семья.
(гладим каждый пальчик, перечисляя персонажей)
10. Рисование «Туча и дождик» (5 мин.)
Дети рисуют тучи кисточкой, дорисовывают пальчиком капли.
11. Подведение итогов занятия (3 мин.)
Педагог с помощью вопросов коротко напоминает детям основные моменты занятия.
12. Прощание (2 мин.)
Мы играли, рисовали,
Дружно пели и плясали,
И не хочется нам с вами расставаться,
Но настало время нам,
Расходится по домам,
Чтобы скоро вместе нам опять собраться !!
ПЕРЕЙТИ К ЗАНЯТИЮ № 3
ВОПРОСЫ - КОММЕНТАРИИ - ПОЖЕЛАНИЯ - ЗАМЕЧАНИЯ