И.Н. Кузнецов. Настольная книга практикующего педагога.
Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на занятии. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Каждый педагог силен по-своему, своим методом. Одинаково сильных во всем нет. Но если преподаватель к могуществу классических методов прибавил еще свой личный опыт – тогда он мастер.
Как практически выбрать оптимальные методы? С чисто формальной точки зрения прогнозирование их не кажется особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется некоторое множество методов и множество условий, в которых они применяются.
Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее.
В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но надо помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обусловливается надежность прогностических выводов.
Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают необходимую продуктивность обучения по принятым критериям.
Процедура выбора методов очень напоминает просеивание сыпучего материала через тонкие сита. Сначала проверяем пригодность всех имеющихся в нашем распоряжении методов первым условием. Часть из них отсеивается. Новообразованную совокупность пропускаем через требования второго условия, получаем опять некие методы, и так вплоть до последнего условия, где «осядут» методы, которые выдержат все проверки. Это и будут оптимальные методы, удовлетворяющие всем поставленным требования.
Надежным помощником преподавателя при выборе методов, решении других педагогических проблем становится ЭВМ. Электронный мозг мгновенно «профильтрует» методы через все условия, сколько бы их ни было.
Но уже на первых шагах практического применения компьютера возникают трудности, не одолев которые тщетно стремиться к научному анализу методов обучения. Прежде всего – педагогическая специфика формирования продуктов обучения, которая не позволяет постоянно или долго отдавать предпочтение какому-то одному методу и требует разнообразить, чередовать методы.
Еще одна трудность связана со многими критериями, требования которых необходимо удовлетворить при решении задачи выбора методов. Третье серьезное препятствие, которое уже успешно преодолевает наука, – отсутствие надежных знаний о сравнительной эффективности разных методов обучения в зависимости от тех или иных условий, а также сведений об иерархии методов обучения.
Основу практического прогнозирования методов обучения на ЭВМ составляют алгоритмы. Алгоритм выбора методов обучения – это совокупность последовательных действий. Выполняя их, учитель (или ЭВМ) приходит к логически непротиворечивому выводу – выбору оптимальных методов обучения по установленному критерию.
Общий алгоритм выбора методов довольно громоздкий. Он содержит много циклов для выполнения машиной вычислительных операций. Компьютерная программа «Метод», главное назначение которой облегчить учителю поиск и проектирование путей обучения, с успехом справляется со своими обязанностями.
Каждый метод, а их компьютер помнит около 60, «просеивается» через 35 условий. Для сравнения: подавляющее большинство педагогов при выборе методов учитывает не более 2–3 факторов. Более совершенные ЭВМ, которыми в скором времени пополнятся школы, смогут учесть влияние многих дополнительных факторов, общее количество которых, по предварительным оценкам, превышает 100.
Попытки компьютеризировать выбор методов помогают ставить и заставляют решать такие задачи, на которые практически никогда не обращали внимания ни научные работники, ни учителя. Например, сколько раз целесообразно менять методы работы на занятии, как согласовываются между собой взаимоисключающие требования разных методов и можно ли их сочетать.
Есть идеи, но не хватает пока исследований, конкретных результатов. А потому и выводы, и советы больше традиционные: надо действовать в зависимости от ситуации. Неправильный совет, его можно истолковать по-разному. Все должно быть как раз наоборот: двигаясь намеченным путем, следует добиваться появления совершенно определенной, необходимой именно на этом занятии и именно в этом месте ситуации. Методом создаем ситуацию, а не наоборот – подстраиваем метод под ситуацию.
Все, о чем мы знаем, занесено в намять компьютера. «Усвоила» ЭВМ алгоритм сравнения методов, критерии предпочтений, приоритетов, сведения об эффективности многочисленных путей познавательной деятельности в разных условиях и еще много других необходимых знаний.
Метод как общее направление деятельности состоит из приемов, которых компьютер подсказать не может, да и необходимости в этом нет. Они – неповторимые конструкции творческого взлета интеллекта педагога.
Следует обсудить вопрос о методах взаимообучения, парной работы, помощи отстающим и т. п., которые пока достаточно широко применяются в учебных заведениях и пропагандируются как эффективные. Спору нет: в парах, тройках лучшие обучаемые отдают часть своего времени и знаний более слабым, поэтому те лучше обучаются. Польза от этого и тем, кто обучает, – они лучше и прочнее усваивают знания.
Методы коллективного обучения характерны для бывшей социалистической школы. Западная школа мало использует такие методы именно потому, что они предполагают коллективное взаимодействие. Школа рыночных отношений развивается как индивидуалистическая, где царит конкуренция, где никто не хочет ничем просто так поступаться в пользу другого. Поэтому и методы коллективной взаимопомощи там если и применяются, то очень осторожно, и только с согласия учеников и их родителей.
Понимая действие педагогических законов, западные преподаватели идут на вариант взаимного обучения, вводя методы взаимного обучения, которые называют методами кооперированного обучения. Группы (двойки, тройки, четверки) обучаемых, на которые делится класс, становятся конкурирующими командами, и обучение принимает форму состязания.
Познакомимся с особенностями кооперированного обучения ближе, взяв за основу американский учебник педагогики. Кооперированное обучение, сообщается в нем, – это метод преподавания, допускающий много вариаций.
Чтобы обучение по этому методу было эффективным, должен присутствовать определенный ряд характеристик, а именно: осваивая академический материал, обучаемые должны работать командой; каждая группа должна включать в себя и отличников, и «середняков», и отстающих; команды должны быть разнородными по половому составу; должна быть предусмотрена система поощрений как для всей группы, так и для отдельного обучаемого.
Большинство исследований, посвященных кооперированному обучению, свидетельствует, что в аудиториях, где преподаватели используют те или иные его формы, уровень достижений обучаемых существенно выше, чем в аудиториях, где используются исключительно традиционные методы.
Доказано, что кооперированное обучение дает хороший результат при обучении самым разным предметам (включая математику, общественные науки, язык и литературу), причем как в работе с «одаренными» обучаемыми, так и в работе с обучаемыми с более скромными способностями.
Исследования также показывают, что просто организовать обучаемых для работы в группах еще недостаточно. Чтобы кооперированное обучение имело желаемый эффект, необходимы еще два компонента: система группового поощрения и механизм стимулирования личной ответственности.
Поощрение всей группы способствует тому, чтобы обучаемые помогали другим членам группы в освоении материала. Если групповые вознаграждения недостаточно весомы, члены группы начинают менее внимательно относиться к познавательным потребностям своих товарищей.
А индивидуальные проверки, стимулирующие личную ответственность за получение знаний, помогают каждому обучаемому увидеть, чего именно он достиг. Если для некоторых обучаемых индивидуальные поощрения покажутся недостаточно существенными, они могут попытаться «прокатиться» за счет других членов команды.
Существует несколько вариантов модели кооперированного обучения. Одна из моделей получила название STAD (Student Teams-Achievement Divisions: «команды обучаемых – бригады для повышения результатов»). Согласно этой модели, преподаватель делит аудиторию на группы по четыре человека в каждой. Каждая группа имеет смешанный состав, т. е. включает в себя обучаемых обоих полов, с разными способностями.
Сначала преподаватель объясняет какой-то материал, а затем приступают к работе команды, стремясь сделать так, чтобы материал был понят и усвоен всеми их членами. На контрольной работе по изученному материалу все обучаемые работают индивидуально.
Результат, показанный каждым обучаемым, сравнивается с его же собственным предыдущим средним результатом, и полученная разница оценивается в баллах. «Личные» баллы суммируются для подсчета командного результата. Команды, которым удается набрать нужное (согласно критериям) количество баллов, получают какое-то вознаграждение или сертификат.
Другая модель называется TGT (Teams-Games-Tournament: «команды – игры – турнир»). В этом случае проводятся те же первые шага, что и при использовании модели STAD: создание команд по тому же принципу, объяснение преподавателя и командная работа для обеспечения усвоения материала. Однако вместо контрольной работы проводится турнир, в ходе которого обучаемые соревнуются с членами других команд и зарабатывают очки в командную копилку.
Третья модель – это так называемый метод «мозаики» (Jigsaw). При этом подходе преподаватель разбивает обучаемых на команды по шесть человек. Каждая команда получает задание изучить какой-то материал, состоящий из шести разделов. Каждый член команды назначается ответственным за изучение какого-либо одного раздела.
Члены разных команд, получившие тот же самый раздел, собираются вместе и работают в так называемых «экспертных группах», разбирая подробно свою часть задания.
Затем обучаемые возвращаются из экспертных групп в свои исходные команды и по очереди обучают своих товарищей соответствующим разделам. Мотивация к тому, чтобы внимательно слушать и поддерживать своих товарищей по команде, создается у участников за счет того, что это для них единственный доступ к изучаемому материалу. Кроме того, у каждого есть стимул для того, чтобы точно и подробно представлять «свой» материал, поскольку он несет ответственность за то, как этот материал освоят его товарищи по команде.
Еще одна разновидность кооперированного обучения – это модель Learning Together («Учимся вместе»). Согласно этой модели, обучаемые должны заполнить «рабочие листы», объединившись в группы по 4–5 человек. От группы сдается один заполненный лист, и оценивается общий результат группы.
Метод кооперированного обучения предполагает, что ответственность за усвоение учебного материала возлагается на самого обучаемого. Существует множество экспериментальных данных, свидетельствующих об эффективности кооперированного обучения.
Исследования показывают, что правильное использование этого метода дает лучший когнитивный эффект, чем традиционные методы, и что в процессе таким образом структурированной работы между обучаемыми складываются позитивные отношения друг с другом. Критика метода кооперированного обучения сводится к трем основным моментам.
Первая проблема связана с системой группового поощрения. «Сильные» обучаемые могут не получить высоких оценок из-за того, что более «слабым» обучаемым из их группы не удалось усвоить материал так же хорошо, как и им.
Во-вторых, кооперированное обучение сводится к тому, что участники обучают друг друга, однако никто из них не владеет содержанием предмета настолько глубоко, чтобы учить других. Оппоненты этого метода полагают, что в ситуации, когда нужно дать какой-то новый материал, основную роль в обучении может играть только преподаватель, глубоко и хорошо понимающий содержание предмета.
И, в-третьих, мало кто из преподавателей точно придерживается правил, которые предусмотрены различными моделями кооперированного обучения. Многие преподаватели рассматривают кооперированное обучение просто как работу в группах. Однако для хорошего усвоения теоретического материала этого далеко не достаточно.
Кооперированное обучение в большинстве случаев предполагает специальную организацию учебного пространства. Преподаватели в Соединенных Штатах используют различные модели кооперированного обучения. Занятия предусматривают работу в группах и проведение групповых упражнений, которые легко могут быть доработаны и использованы для организации кооперированного обучения.
В этом случае в описание занятия должны войти дополнительные инструкции для преподавателя: ему следует проинформировать обучаемых, что им предстоит работать в группах, тщательно сформулировать задачу; проверить понимание обучаемыми поставленной задачи; установить временные рамки для выполнения работ, организовать возможность обратной связи при работе в группах и, наконец, провести основательное обсуждение в конце занятия (для анализа проделанной группами работы и подведения итогов).
ГЛАВА 5.
Педагогическая этика
5.1. Профессиональная мораль и этика
Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.
Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.
Сбор и первичная систематизация фактов нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история нравов и социология морали. Кроме этого, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее происхождение, необходимость, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этической теории выполнять эту задачу определяется практическими потребностями социального прогресса, состоянием нравственности на данном этапе развития общества.
Этика – нормативная наука, она не только отражает нравы, но и дает их критически-ценностный анализ, обосновывает предпочтение тех или иных норм поведения.
Этика как наука и способ осознания общественного бытия включена в нравственное сознание. Выступая в качестве ценностно-ориентирующего фактора, она берет на себя функции морали. Поэтому этика представляет собой одновременно науку о морали и элемент моральной культуры общества.
Так, наиболее общие понятия морального сознания складываются и получают формулировку в научной этической теории. Моральная аргументация получает развитие и обоснование в этике. Моральное сознание фиксирует, систематизирует нравственные требования к поведению, формулирует то, на что следует ориентироваться. Это, по существу, аналитическая задача этики, которая решается на уровне теоретического осмысления действительности.
Еще одна нормативная задача этики – подвергать критике реальное моральное сознание, выявлять степень его соответствия действительным нравственным отношениям. Таким образом, этика дает описание морали, объясняет мораль и учит морали.
В соответствии с этим можно назвать три ее функции: 1) эмпирически описательную; 2) философско-теоретическую; 3) нормативную.
Кроме того, морали присущи следующие уникальные свойства:
– безличность нравственного закона;
– всеобщий характер и универсальность нравственного требования;
– не заинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели;
– нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода;
– свободная причинность.
Содержание морали как общественного явления представляется в виде системы, состоящей из четырех компонентов: 1) нравственные отношения; 2) нравственные мотивы действия; 3) нравственные чувства; 4) моральное сознание.
Обоснованием морали занимается моральная философия, или нормативная этика, объектом обоснования служат для нее не только частные нормы и оценки, но и общие универсальные принципы нравственности.
Вместе с тем мораль составляет объект исследования для целого ряда теоретических и описательных наук: социологии, этнографии, истории, социальной и общей психологии, лингвистики, логики, теории познания, риторики и др.
Предметом научного интереса становится, в частности, моральное рассуждение, язык и логика морали, а значит, и нравственная аргументация, обоснование моральных суждений. Сложилась особая научная дисциплина, исследующая эти стороны морального сознания, – метаэтика.
Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.
В общественных отношениях действует ряд механизмов саморегуляции. Это экономические механизмы, социальные институты, государство, право, мораль. Ориентирами человеческого поведения выступают моральные ценности. Развитие нравственности связано с социальным движением.
Вместе с тем мораль характеризуется следующими особыми зависимостями от социально-экономического основания:
1. Мораль – особый способ ориентации в мире ценностей, следовательно, она прямо зависит от системы ценностей, выдвигаемой обществом, от ее изменения.
2. Мораль отражает интересы социальных общностей, поэтому она зависит от направленности интересов, от их столкновения и развития.
3. Мораль содержит определенные нормы, образцы, приспособленные к конкретным жизненным ситуациям, значит, изменение этих ситуаций как объективное условие морального выбора воздействует на мораль.
4. Мораль регулирует поведение людей, следовательно, она зависит от состояния способов социальной регуляции (правовых, государственно-административных и др).
5. Мораль передает накопленный нравственный опыт. Она зависит от условий социального общения, от способов функционирования общественного мнения, средств коммуникации.
6. Мораль создает особую атмосферу в обществе и выражает нравственное состояние личности. Отсюда ее зависимость от изменений состояния общественной психологии.
7. Мораль действует на миросозерцание личности, ее мировоззрение. Она связана с другими сферами воздействия: наукой, искусством, философией, религией и др.
Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.
Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.
В чем же заключается это своеобразие? Человек осваивает мир с помощью теоретического осмысления, познание его может быть художественным, научным, религиозным, духовно-практическим.
Мораль же является оценочно-императивным способом освоения действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла. Проблема истины, как известно, центральная в научном познании, проблема художественного образа – в искусстве, проблема нормы поведения – в морали. Это значит, что и наука, и искусство, и мораль своеобразно подходят к постижению действительности.
Нравственность выполняет для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни, в мире человеческой культуры, в мире социальных ценностей. Через систему ориентации, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Мораль избирательна, она призвана вызывать в мышлении поиск ценностно-нормативного смысла поступков. Она позволяет установить связь поступка с линией всего поведения личности и с общепринятой системой ценностей.
Моральная оценка – это особый акт личности, ориентирующий ее в выборе того или иного поступка, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Императивы морали поддерживаются психологическими механизмами – совестью, долгом.
Это специфически нравственные способы регулирования поведения личности. Мораль, таким образом, ставит перед человеком и мировоззренческие вопросы, и практически-поведенческие и требует решения этих вопросов. Она требует определить ценность человека, ценность его поступков, идеалы, смысл жизнедеятельности, отношение к обществу. Мораль применяет мерку должного к сущему.
Коллизия должного и сущего – специфически нравственная, направляющая социальную активность личности. Итак, мораль предстает не просто как совокупность норм, правил, принципов, но и как внутренне осознанная и цельная упорядоченная система.
Теоретическим же выражением мировоззренческого содержания морали является этика, разрабатывающая проблемы морали на философском уровне знания.
Каковы основные функции морали? Большинство этиков (Е.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.) главной функцией называют регулятивную. Она взаимосвязана с такими функциями, как воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная и др.
Л.М. Архангельский выделяет основные три функции: регулятивную, воспитательную и познавательную.
Последовательность работы психических механизмов, которая присуща нравственному сознанию, можно выразить формулой: «Повелевая, мораль оценивает, оценивая – познает». Доминанта функций морали может меняться. Так, познавательная функция нравственности может быть подчинена функции регуляции поведения.
Познавательная функция не просто дает знания, но еще и ориентирует в мире ценностей. Она же содержит и прогностический момент, то есть позволяет моделирование нравственных идеалов. Чистота, возвышенность мотивов – непременное условие и элемент нравственного поведения личности.
Мораль несет в себе функции нормативного целеполагания в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека.
Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении.
Будучи одной из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.
В этической литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание.
В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т. е. происходит реализация субъектно-объектных отношений. Нравственные отношения – это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих ее людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе.
Нравственная позиция личности, с одной стороны, есть объективный фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции.
Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания.
Нравственное сознание – это осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей.
Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, а также за счет функциональных механизмов, важнейшим из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности.
Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности. Она проявляется как в отдельных поступках, мотивах личности, так и во всей линии поведения.
Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит от моральной мотивации, оценки и самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали.
Самооценка – это определение личностью ценности своего поведения, поступков, мотивов. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, очевидным является следующий факт. Мораль выступает как сложное общественное явление, являясь одновременно формой общественного сознания и видом социальных отношений, выполняет основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются воспитанием, общественным мнением.
Итак, мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Обратимся к регулятивной функции морали в нравственных отношениях в труде. В трудовой сфере нравственные отношения определяют содержание морали труда.
Существуют как общие требования морали труда в обществе, так и требования для той или иной профессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, с чувством гордости за свой труд.
Имеются профессии, предметом труда которых является личность. Это медицинская, педагогическая, культурно-просветительная деятельность и др. Наличие качественно специфических нравственных характеристик для таких профессий, как врач, учитель, журналист и других, рассматривается как важный аспект профессиональной пригодности. Такие особенности трудовой морали связаны с профессиональной этикой.
Профессиональная этика – это вид трудовой морали, выступающий в виде норм, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, объектом труда которых является личность или социальные группы.
Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был введен еще Аристотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали. Первые нормативы профессиональной этики можно отнести к Гиппократу, сформулировавшему нормативы медицинской этики.
Исторически понятия «этика» и «профессиональная этика» сложились давно, поэтому термин «профессиональная этика» употребляется как медицинская, судебная, научная, театральная и др.
Разумеется, возникновение профессиональной этики было обусловлено общественным разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Конкретные профессии основаны на конкретных моральных принципах, или профессиональных нравственных нормативах.
К примеру, врач – на гуманном, чутком отношении к больному, педагог – на любви к ребенку и осознании ответственности за воспитание, юрист – на справедливости и честности осуществления правосудия и т. д. Каждый вид профессиональной этики имеет свои специфические черты и особенности, обусловленные профессиональной деятельностью, историческими традициями.
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;
2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;
3) труд педагога психологически и организационно сложен;
4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.
Каковы же социальные функции профессиональной этики? Прежде всего одной из основных выступает регулятивная функция. Не менее важной является и такая социальная функция, как содействие успешному решению задач профессии.
Поскольку интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, профессиональная этика выполняет функцию посредника в интересах общества и личности, т. е. служит связующим звеном в профессиональных моральных ценностях прошлого, настоящего и будущего общества.
Профессиональная этика как совокупность социально обусловленных моральных норм поведения влияет на мотивы поведения человека, побуждает действовать определенным образом. При этом она выполняет еще и ценностно-ориентирующую функцию.
Итак, основное назначение и сущность профессиональной этики – содействие успешному исполнению профессиональных обязанностей, активизация способности личности к самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения профессиональных целей. Слагаемыми компонентами профессиональной этики выступают профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения личности и этикет.
Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми компонентами профессионального мастерства.
Общечеловеческая ценность профессиональных нравственных норм, или профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе.
Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе – в категориях добра и зла. Норма – это и образец, и одновременно побудитель как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества.
Кроме общих, уже названных, функций педагогическая мораль имеет свои специфические функции. Это функция педагогического корректирования; диагностическая и прогнозирующая функции; функция воспроизводства моральных знаний; функция выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям; функция моральной самозащиты.
Так, педагогическое корректирование нравственных отношений может осуществляться с помощью таких методов, как словесное внушение, коллективный анализ последствий, моральная оценка и побуждение к самооценке. Педагогическая мораль требует от учителя в корректировании собственного поведения обращения к методам самовнушения, самоубеждения, самоустановки, самоконтроля и другим средствам и приемам самовоспитания.
Очень важно особенно сегодня, когда ощущается дефицит нравственности, возложить на педагогическую мораль функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям.
Педагогическая мораль оказывает формирующее и воспитательное воздействие в обществе, ибо каждый человек испытывает в своей жизни влияние педагогической среды и педагогической деятельности. Эта среда воздействует на формирование мировоззрения человека, его нравственного сознания, жизненных позиций. Воспитательная, формирующая и дидактическая функции педагогического труда – основа общественного разделения труда.
Следовательно, педагогическая мораль требует от учителя высокого нравственного уровня воспитанности. Поведение, деятельность педагога должны оказывать благотворное воздействие на поведение и деятельность воспитуемых.
Поэтому манеры поведения, привычки, принципы деятельности, которые аккумулируются в педагогической среде, должны оказывать воспитывающее воздействие на самого учителя. Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю, которые неоднократно выдвигали классики педагогической мысли: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. Это, пожалуй, есть кредо всей педагогической морали.
|