И.Н. Кузнецов. Настольная книга практикующего педагога.
2. Создание ТС различной конфигурации и уровней на основе компьютерной технологии, АРМ, персональных ЭВМ, их коллективное (групповое) применение в компьютерных классах.
9.3. Границы применимости технических средств обучения
Использование технических средств обучения на занятии далеко не всегда приводит к желаемому эффекту. Это происходит тогда, когда ТСО применяются ради их применения. Другими словами, довольно часто использование технического средства передачи учебной информации не обусловлено методической необходимость и не вносит ничего нового в учебный процесс.
Одним из достаточно широко распространенных заблуждений является мнение о том, что технические средства обучения (и особенно компьютер) могут заменить преподавателя на занятии или по крайней мере значительно облегчить его работу, сделав ее в то же время более эффективной.
Однако используемое средство обучения (точнее – дидактически обработанная информация, которая транслируется с помощью того или иного технического устройства) разработано в расчете на среднего обучаемого, которого, как все прекрасно понимают, в природе не существует. Каждый обучаемый воспринимает и понимает учебный материал, передаваемый с помощью ТСО, по-своему.
Важнейшая обязанность преподавателя во время проведения занятия с использованием технических средств обучения состоит в дополнении учебной информации таким разъяснением, которое вытекает из специфических качеств его обучаемых. Понятно, что такую работу может проделать только высококвалифицированный преподаватель.
Первое следствие использования технических средств обучения имеет ограничение, которое связано не с техническими возможностями аппаратуры, а с «пропускной способностью» мозга человека. Поэтому ошибочно утверждение, что применение ТСО может существенно сократить сроки обучения.
По назначению экранно-звуковые учебные пособия должны служить формированию у обучаемых систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
Форма экранных учебных пособий разнообразна. Это могут быть лекции, рассказы, драматизированные изложения, экскурсии и др. Желательно включение в пособия разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом. Основным компонентом экранно-звукового учебного пособия должен быть зрительный ряд. Речевой и музыкальный ряды должны помогать восприятию и пониманию зрительного ряда.
Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой и подавать информацию в понятной обучаемым логической последовательности, порционно-шаговым методом в доступном учащимся темпе.
Дикторский текст должен быть четким и ясным. Содержание экранного учебного пособия должно включать научно-достоверную информацию. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. Учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью звукового ряда.
Педагогические параметры экранного пособия требуют жесткого отбора содержания и соответствующей ему формы изложения; специфика художественной выразительности, в свою очередь, предполагает информационную неопределенность, творческие решения.
Рассмотрим границы применения различных технических средств обучения.
Статические экранные средства
Значительное место в общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам. Использование статичной проекции позволяет не только оживить содержание занятия, но и экономно использовать учебное время за счет быстрой выдачи на экран рисунков, текстов, схем, таблиц, на выполнение которых на доске затрачивается много времени и сил.
Привлечение внимания обучаемых к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех обучаемых с содержанием кадра.
Статичность изображения – это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний обучаемых. Если же изображение проецируется на доску, то можно выполнять на нем дополнительные построения, дорисовывать, дописывать и т. д.
Функции статичных экранных средств разнообразны:
1) пробуждение и укрепление интереса к изучаемому материалу;
2) иллюстрация слова преподавателя или обучаемого;
3) изложение новой учебной информации в сочетании с демонстрационным экспериментом;
4) формирование и формулировка условий учебной проблемы, познавательного задания;
5) обобщение учебного материала, повторение и углубление содержания;
6) инструктирование и т. д.
В практике работы преподавателей определились следующие формы применения статичных экранных пособий:
1. Содержание пособия используют как опору для словесного изложения материала или подтверждения изучаемого явления.
2. Содержание пособия используют для иллюстрации высказанной мысли, ее конкретизации с целью создания более ясного представления об изучаемом явлении. В этом отношении большое значение имеют экранные пособия, в которых последовательность видеоряда соответствует последовательности изложения учебной информации. Такие экранные пособия особенно эффективны для закрепления и совершенствования знаний обучаемых.
3. Основная часть кадров экранного пособия выполняет функции объяснения, когда словесно-логические средства оказываются недостаточными.
4. Видеоряд экранного пособия используют для доказательства правильности или ошибочности суждений обучаемых.
Большую педагогическую эффективность имеют рисунки, выполняемые непосредственно на глазах обучаемых по ходу объяснения нового материала. Однако создание рисунка на доске занимает много времени. Установлено, что на рисование тратится тем больше времени, чем сложнее рисунок и чем ниже умение преподавателя рисовать.
Использование графопроектора позволит сохранить положительные стороны рисунка и значительно уменьшить время, необходимое для его выполнения. Для этого до занятия преподаватель выполняет рисунок простым мягким карандашом на прозрачной специальной пленке, а во время урока обводит специальным фломастером изображение, которое видно только ему, но не отображается на экране.
Специфическим свойством этого метода является возможность сочетания рисунка преподавателя с рисунком, выполненным типографским способом или распечатанным на принтере из программы Power Point.
Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество перед демонстрационной таблицей заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать такие детали, которые нельзя увидеть на таблице из-за малых углов зрения.
Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой преподавателем.
Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость обучаемых.
Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который в отличие от отдельных транспарантов и слайдов обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии.
Изучение возможностей диафильмов и обширного опыта их применения свидетельствует о том, что их целесообразно применять при изложении такого материала, характерным признаком которого является необходимость подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных фаз явления или процесса в статической состоянии.
Учебное кино, телевидение, видеозапись
Эти средства дают возможность показать явление в динамике, что в принципе недоступно статическим экранным средствам. Данная особенность всеми исследователями в области технических средств обучения ставится на первый план.
Движение в кинематографе нельзя сводить только к механическому перемещению объектов по экрану. Так, во многих фильмах по искусству и архитектуре динамика складывается из отдельных статичных изображений, когда изменяется не сам объект съемки, а положение камеры, масштаб, происходит наложение одного изображения на другое, например на схему задания накладывается его фотография. За счет использования специфических возможностей кино во многих фильмах можно увидеть «ожившие» рукописи, в которых строки текста появляются из-под невидимого (или видимого) пера. Таким образом, динамика в кинематографе – это и динамика познания, мысли, логических построений.
Огромное значение имеют такие свойства данных средств обучения, как замедление и ускорение течения времени, изменение пространства, превращение невидимых объектов в видимые. Особый язык кинематографа, на котором «говорят» не только фильмы, снятые на кинопленке, но и сообщения, созданные и переданные средствами телевидения или «законсервированные» в видеокассете, определяет ситуации на уроке, когда использование кино (понимаемого в широком смысле) оказывается дидактически оправданным.
Определение границ применения кино, телевидения и видеозаписи таит в себе опасность совершения ошибок. Ошибка неправомерного расширения возможностей использования этих средств обучения в учебном процессе может быть проиллюстрирована словами одного из персонажей фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро ничего не будет. Будет сплошное телевидение». Жизнь показала, что сохранились и книги, и театр, и кино. И что самое главное – непосредственный информационный контакт преподавателя и обучаемых.
С другой стороны, возможна ошибка необоснованного сужения дидактических функций экранно-звуковых средств обучения. Это происходит в том случае, когда кино– или видеофильм, телевизионная передача рассматриваются только в качестве разновидности наглядного пособия, обладающего возможностью динамического представления изучаемого материала. Безусловно, это так.
Но кроме этого есть еще один аспект: в дидактических материалах, предъявляемых обучаемым с помощью кинопроектора, видеомагнитофона и телевизора, конкретные задачи обучения решаются не только силами техники, но и с помощью изобразительных средств, присущих тому или иному виду искусства. Поэтому экранное учебное пособие приобретает хорошо видимые черты произведения искусства, даже если оно создавалось для учебного предмета.
Следует помнить, что ни кинофильм, ни видеозапись, ни телевидение не могут создать длительных и прочных мотивов учения, равно как не могут заменить других средств наглядности.
Мультимедийные средства обучения
Средства новых информационных технологий все еще являются новыми средствами обучения, которые пока нашли лишь ограниченное применение в учебных заведениях. Это связано в первую очередь с высокой стоимостью оборудования.
Важнейшая способность компьютера заключается в его пригодности для программируемого управления процессами, в том числе и процессом обучения человека. Научиться чему-либо можно, только делая то, чему учишься. Поэтому нельзя помочь обучаемому, выполняя за него работу.
Как правило, выделяют шесть возможностей применения компьютера в процессе обучения: обучение с помощью специально разработанных программ; использование компьютера как инструмента для решения разнообразных прикладных задач; тестирование для определения уровня знаний обучаемых; организация процесса обучения; подготовка учебных пособий; создание абсолютно идеальной модели объекта изучения, позволяющей обучаемому проникнуть в суть явления и дающей значительную аналогию с реальным экспериментом. Для практической реализации этих потенциальных возможностей недостаточно наличия компьютера – необходимо соответствующее программное обеспечение.
Очевидно и не требует специальных доказательств, что учебный компакт-диск прежде всего несет обучающую информацию. Отсюда первая дидактическая функция – сообщение обучаемым новых знаний. И здесь возникает вопрос отбора содержания для будущего мультимедийного пособия.
Рассматривая вопрос об отборе материала, следует исходить из целей образования и их проекции на содержание. Именно цели и содержание обучения в основном и определяют содержание пособия. Содержание обучения, как известно, регламентируется программой и в перспективе – образовательным стандартом.
В учебниках содержание представлено более подробно, чем в программах. Пытаясь найти критерии отбора содержания обучения, приходится согласиться с тем, что оно вариативно и зависит от концепции системы обучения. Проблема отбора материала для построения курса какой-либо учебной дисциплины неоднократно становилась предметом теоретических и экспериментальных исследований.
Можно ли в процессе отбора содержания для будущего средства обучения ограничиться только тем содержанием, которое заложено в учебную программу?
В учебных заведениях изучение даже предметов базисного учебного плана происходит по разным программам, и обучаемые пользуются учебниками разных авторов. В каждом из них – своя логика, которая зачастую не совпадает с логикой других программ и учебников. Поэтому при разработке компакт-диска, рассчитанного на использование при работе преподавателя по вариативным программам, необходимо руководствоваться логикой самой науки.
Кроме того, при разработке интерактивных учебных материалов в качестве структурной единицы следует брать содержание учебной темы, а если интерактивное пособие готовится для всего курса, то нужно обеспечить некоторую автономность отдельных тем, что увеличит полифункциональность, комплементарность учебникам и тем самым увеличит сроки морального старения компакт-диска.
Основой человеческой деятельности, а значит, и учебы является мотив. Этим понятием обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступков и поведения человека. Мотив – это желание удовлетворить какую-либо потребность.
В повседневной практике создание мотивационных ситуаций, как правило, сводится к внешним приемам, направленным на повышение активности обучаемых. В этом случае под мотивом понимают методический прием, наглядное пособие.
Но предмет, объективная ситуация станут внутренним импульсом, идущим от объекта информационного воздействия, если они вызовут личностное отношение объекта к данному предмету, ситуации, в общем случае к воспринимаемой информации.
Новый предмет, новая задача стимулируют потребность в их познании. Но действие этого стимула недолговечно, поскольку, как только новый предмет становится привычным а задача получает свое решение, они перестают быть стимулами к познанию.
Мотивы деятельности гораздо устойчивее, и поэтому формирование положительной мотивации к учению является одной из важнейших задач. Мотив как внутренний порыв к познанию непознанного является самым мощным инструментом, направляющим учебную деятельность обучаемого.
Средства новых информационных технологий, используемые на занятии, сами по себе являются стимулом к изучению предмета. Но действие этого стимула недолговечно: как только компьютер станет таким же привычным элементом занятия, как, например, мел и доска, он перестанет «подгонять» обучаемого к новому знанию. Формирование и поддержание положительной мотивации к учению нельзя представить себе без использования специально разработанных и реализованных в средстве обучения методических приемов.
Методические приемы, реализованные на компакт-диске, направлены не только на практическое воплощение дидактических принципов доступности, научности и наглядности, но и на преодоление так называемого контрасуггестивного барьера (контра – против, суггестия – внушение), то есть ситуации, хорошо знакомой каждому преподавателю: обучаемый оказывает сопротивление тем знаниям, которые ему предлагаются на занятии, считая, что они ему никогда не потребуются.
Следовательно, компакт-диск с обучающей программой должен содержать такие методические приемы, которые направлены на преодоление этого барьера. Это могут быть непосредственное обращение к обучаемому, использование сведений экологического характера, исторические факты, необычный взгляд на привычные объекты и явления и т. д. Особое внимание должно уделяться практическому применению знаний в повседневной жизни.
Очень большое значение для поддержания интереса к работе с компакт-диском имеет логика развертывания материала. Во многом она определяется логикой учебника и программы, по которым учатся обучаемые. Но автор любого дидактического материала всегда вносит что-то свое и в содержание, и в структуру.
Одним из серьезных недостатков классно-урочной системы обучения является то, что преподаватель не может контролировать процесс усвоения знаний во всех деталях в каждый момент времени и в отношении каждого обучаемого. Это в значительной мере усложняет управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, и преподаватель, как правило, ориентируется на среднего обучаемого, а не на индивидуальные возможности каждого.
Сложность управления учебно-познавательной деятельностью вызвана не только тем, что преподаватель не в состоянии уделить каждому из обучаемых достаточно времени. Первоначально обучающиеся имеют дело с внешним материальным действием, которое легко контролируется обучающим.
Постепенно контроль за их действиями становится все более затрудненным, т.к. внешнее действие превращается во внутреннее и полностью протекает в уме обучаемого. Обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, становится более управляемым, поскольку процесс формирования умственных действий полностью детерминирован системой условий и приемов, с помощью которых он формируется.
Успешное управление процессом обучения (в том числе и с помощью компьютерной программы) возможно при выполнении пяти условий:
1. Наличие действия, адекватного поставленной цели, т. е. его направленность на свойства, составляющие объект усвоения.
2. Знание структурного и функционального состава выделенного действия. Это знание оформляется в виде алгоритмических предписаний для обучаемых, образцов выполнения заданий и т. п.
3. Представленность всех элементов действия во внешней, материальной или материализованной форме. Применительно к компьютерной программе это может выражаться в рассмотрении схем, моделей, установок, наблюдении за ходом эксперимента, работе с аудиовизуальной информацией, в символической деятельности.
4. Поэтапное формирование выделенного действия (понятия) с отработкой заданных параметров. Оно обеспечивается оптимальным числом упражнений с разнообразной по форме деятельностью обучаемых.
5. Пооперационный контроль, который в отличие от контроля по конечному результату позволяет следить за содержанием и формой выполняемой обучаемым деятельности. Пооперационному контролю доступны внешние действия, поэтому необходимо предусмотреть возможность экстериоризации мыслительной деятельности обучающихся через выполнение ими конкретных заданий.
Выполнение этих условий позволит обеспечить операционально-процессуальную сторону учебно-познавательной деятельности обучаемых, работающих с компакт-диском учебного назначения.
Каким требованиям должен отвечать идеальный компакт-диск с программой, предназначенной для обучения?
1. Соответствие технических возможностей и установленного программного обеспечения компьютера требованиям программы. Если на упаковочной коробке или в инструкции пользователя указано «Windows 98/Me/2000/XP», то программа не будет работать с операционной системой, например MS-DOS. He удастся воспользоваться компакт-диском и на компьютере Macintosh. Это первое, на что нужно обратить внимание при покупке компакт-диска.
2. Интерфейс программы должен быть дружественным по отношению к пользователю. Другими словами, взаимодействие ученика с программой должно быть организовано так, чтобы не пришлось затрачивать много времени и сил на изучение правил работы с программой. Поскольку подавляющее большинство школьников работает в операционной системе Windows, наиболее оптимальным следует признать использование такого вида окна, в котором все элементы управления максимально приближены к стандартным для Windows: названия пунктов меню, вид панелей инструментов, контекстных меню и т. д. Опыт показывает, что в противном случае изучение того или иного курса подменяется изучением правил работы с программой.
3. Работа программы должна быть устойчивой, т. е. программа не должна «зависать» в результате неправильных действий пользователя мышью или клавиатурой.
Легко заметить, что эти требования относятся в основном к области эргономики и практически не затрагивают педагогические свойства обучающей программы. Их вполне можно отнести к текстовым и графическим редакторам, программам, предназначенным для проведения математических расчетов. Разумеется, эти требования очень важны, но даже при условии их полного выполнения это не будет гарантией того, что предлагаемый компакт-диск будет выполнять обучающие функции. Поэтому посмотрим на программу «изнутри».
4. Содержание учебного компакт-диска (или сайта) должно отвечать требованиям учебной программы. Это не означает, что диск должен точно следовать тому, что написано, например, в полиграфическом учебнике. Данное требование нужно понимать так: объем знаний, количество формируемых умений не могут быть меньше минимума содержания обучения, указанного в образовательном стандарте, и должны обеспечивать подготовку обучаемого на уровне не ниже требований к уровню подготовки специалиста.
Введение дополнительного материала должно быть педагогически обоснованным и направленным или на облегчение понимания основного курса, или на углубленную подготовку. В любом случае недопустимо введение дополнительных знаний, которые в дальнейшем не используются и остаются мертвым грузом в памяти обучаемого.
Одновременно с этим хорошая обучающая программа не дублирует учебник и другие средства обучения, а предоставляет обучаемому возможность ознакомиться с альтернативными объяснениями фактов и явлений, способами деятельности.
5. Содержание учебного компакт-диска должно быть направлено на развитие и воспитание пользователя. Учитывая тенденции развития современного общества, здесь на первый план выходят умения работать с информацией.
6. Форма представления информации должна быть адекватна целям обучения, развития и воспитания и возможностям носителя информации.
7. Управление познавательной деятельностью обучаемых должно обеспечить систематичность и осознанность изучения учебного курса и выбор индивидуальной траектории обучения.
Если в современных обучающих программах систематичность еще в какой-то мере реализуется жестко заданной последовательностью предъявляемых порций информации, то с осознанностью и выбором дела обстоят очень плохо.
Предлагаемые способы движения обучаемого от незнания к знанию сводятся к тому, что пользователь может пропускать те фрагменты обучающей программы, которые ему не интересны. Таким образом, разрушается систематичность изучения курса.
К управлению познавательной деятельностью относится реакция системы на действия обучаемого, работающего с программой. В какой-то мере компьютер берет на себя функции преподавателя, следовательно, программное обеспечение должно постоянно оценивать правильность усвоения знаний, степень и правильность сформированности умений и своевременно принимать соответствующие меры для их коррекции.
Современный уровень развития компьютерной техники и используемые языки программирования дают возможность создания такой программы, которая, с одной стороны, предложит обучаемому разные пути движения по учебному курсу с соблюдением основополагающих дидактических принципов, а, с другой стороны, не позволит пропускать важные, но неинтересные фрагменты. И при этом, будучи терпеливым и внимательным преподавателем, вовремя не только подскажет обучаемому, в чем и почему он ошибся, но и поможет ликвидировать пробелы в знаниях, подкорректировать формируемые умения.
Отдельного разговора заслуживают требования к текстам обучающих программ. В данном случае под текстом понимается последовательность любых знаков, потенциально обладающая смыслом.
Под такое определение текста попадают и привычный всем письменный текст, и звуки, записанные на компакт-диске, неподвижные и движущиеся изображения. Поэтому точнее называть его медиатекстом.
Важнейшее требование к медиатексту обучающей компьютерной программы – соответствие дидактическому принципу научности.
Обучающая компьютерная система должна отвечать следующим требованиям:
1. Система должна быть устойчивой, т. е. обнаруживать и корректировать ошибки ввода, которые человеку кажутся очевидными.
2. Система должна уметь оказывать помощь испытывающему затруднения пользователю.
3. Система должна быть простой, т. е. для ввода с клавиатуры команд, необходимых для достижения цели, пользователь должен нажать минимальное число кнопок.
4. Система не должна затруднять пользователя выбором из нескольких десятков клавиш (понятность системы).
5. Мощность – современные графические возможности должны быть доступны всем пользователям.
6. Контролируемость (управляемость). При работе с системой пользователь всегда должен иметь возможность определить свое место на пути к достижению цели.
7. Согласованность. С точки зрения пользователя, система должна действовать понятно и последовательно (логично). Сообщения об ошибках должны быть тщательно скорректированы с тем, чтобы соответствовать представлениям пользователя о способе действия системы.
8. Очевидность. Результаты действий пользователя всегда должны демонстрироваться.
9. Гибкость. Опытные пользователи должны знать возможности системы. Все пользователи должны иметь возможность отклоняться от стандартных способов решения.
10. Избыточность. Пользователи с разными взглядами на проектирование должны иметь возможность использовать систему, не изменяя своих взглядов, и приходить к одному результату разными путями.
11. Чувствительность. Система должна подчинять свои ответы известным ей нуждам пользователя.
12. «Всеведение». Система должна уметь вести пользователя за руку в тех случаях, когда есть основания считать, что ей уже известна большая часть того, что он хочет сделать.
13. Послушание. Система должна явно находиться под управлением пользователя.
14. Система должна уметь строить динамическую модель обучаемого.
15. Система должна уметь вести диалог по всем вопросам, относящимся к решению задачи.
16. Выдача обучаемому помощи в соответствии с заложенными в ней принцами обучения.
17. Управление со стороны обучаемого.
18. Накопление правил, задающих стратегию обучения и оптимизацию обучения.
19. По требованию преподавателя система должна применять разные методы обучения (по крайней мере отличающиеся по формальным компонентам).
20. По желанию пользователя объяснение действий системы, в частности меры помощи, оказываемой обучаемому.
9.4. Совершенствование обучающей деятельности преподавателя с помощью технических средств обучения
Основные функции ТСО и творческая деятельность преподавателя
Для определения роли, места и влияния на совершенствование педагогического процесса технических средств необходимо выявить их функции. Так как ТСО при использовании преподавателем в учебно-воспитательном процессе призваны оказывать ему помощь, то целесообразно в определении их функций рассмотреть взаимосвязь: функции преподавателя – функции ТСО.
Основными функциями преподавателя в процессе обучения являются следующие: во-первых, информационная, когда он выступает в роли источника информации; во-вторых, организации и управления учебным процессом; в-третьих, формирования личности обучаемого.
Для реализации этих функций преподаватель использует как свои личные возможности, так и разнообразные средства. Естественно, что при этом он передает частично или полностью какие-то из функций тем средствам, которые применяет. Рассмотрим, в реализации каких функций технические средства обучения оказывают преподавателю помощь.
Первая основная функция ТСО – информационная. Выполнение этой функции внешне осуществляется через различные источники информации – аудиовизуальные пособия.
Внутренняя сторона этой функции ТСО, связанная с воздействием на познавательный процесс, проявляется во влиянии на основные процессы усвоения знаний:
а) непосредственное, чувственное ознакомление с материалом (ощущения и восприятия);
б) осмысливание, обеспечивающее глубокое понимание материала путем активного участия мышления;
в) запоминание, позволяющее на основе памяти осуществить запечатление и сохранение поступающей в мозг информации.
Различные экранные, звуковые, экранно-звуковые учебные пособия позволяют прежде всего увеличить количество источников информации. Причем осуществляется это двумя способами: аудиовизуальные пособия выступают в роли основного источника информации либо они являются наглядно-иллюстративным материалом.
В первом случае роль основного источника информации аудиовизуальные пособия могут выполнять на каком-то этапе передачи знаний, в какой-то части всей этой сложной цепи; применяющиеся при этом другие способы и средства передачи знаний будут играть вспомогательную роль.
Во втором случае аудиовизуальные пособия являются вспомогательными средствами в процессе передачи знаний и дополняют информацию основного источника, делают ее более наглядной, убедительной, запоминающейся и т. д.
При выполнении ТСО этой первой функции особенно важно то, что они позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия.
Все сигналы, воспринимаемые через органы чувств и ставшие фактором сознания, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге «чувственные образы» включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу следующего этапа процесса познания – осмысливания.
Кроме того, при протекании процесса осмысливания применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.
Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний в образах, выделению главного и путем создания ярких опорных моментов помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал, представляют возможность многовариантного преподнесения материала.
Внешняя и внутренняя стороны реализации информационной функции ТСО взаимосвязаны и должны рассматриваться в многообразном проявлении взаимосвязей, существующих между ними.
Вторая основная функция ТСО – организация познавательной деятельности обучаемых и управление ею. Она реализуется в таких направлениях:
а) управление познавательной деятельностью обучаемых;
б) контроль;
в) корректировка учебного процесса.
С помощью аудиовизуальных учебных пособий в большей степени осуществляется реализация первого направления этой функции и в меньшей степени – второго и третьего.
Группа технических средств контроля и управления учебным процессом (технические средства, работающие на принципе обратной связи) в большей степени способствует реализации второго и третьего направлений этой функции.
Управление познавательной деятельностью при использовании аудиовизуальных пособий возможно благодаря применению разнообразных управляющих воздействий.
Во-первых, такое воздействие обусловлено уже самой организацией преподнесения изучаемого материала. Определенная последовательность, логика его подачи в пособии влияют на восприятие, осмысливание и запоминание.
Во-вторых, управляющее воздействие на процесс познания может быть осуществлено в пособии с помощью слова, позволяющего, например, создать проблемную ситуацию и включить таким образом человека в активный познавательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, т. е. создать опору на представления, которые необходимы в какой-то момент познания, и т. д.
В-третьих, в качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных пособиях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в определенные моменты нужные стороны изучаемого объекта.
В-четвертых, экранные пособия, в частности кинофильмы, позволяют осуществить управляющее воздействие демонстрацией приемов, умений осуществления деятельности, так как в процессе познания необходимо обучение практическим умениям и навыкам.
Каждая из названных возможностей управления познавательной деятельностью (перечисление их можно было бы продолжить) может быть применена при восприятии, осмысливании и запоминании. Безусловно, возможно различное сочетание и чередование управляющих воздействий.
Рассмотрение влияния аудиовизуальных пособий на управление познавательной деятельностью не может быть ограничено лишь умственной деятельностью. В процессе усвоения участвуют и другие стороны психической деятельности, на него оказывает влияние целый ряд компонентов усвоения, в частности стимулы, внимание, интерес.
Следовательно, можно сделать вывод, что применение технических средств оказывает существенное влияние и на такие компоненты усвоения, которые не относятся к умственной деятельности, но являются важной составной частью этого процесса, во многом определяя сознательное отношение к нему.
Что же касается осуществления контроля при использовании аудиовизуальных пособий, то здесь могут быть названы такие возможности:
во-первых, предусмотрение элементов для организации контроля знаний в самом пособии, несущем информацию;
во-вторых, создание специальных пособий для контроля знаний. Группа технических средств, работающих на принципе обратной связи, имеет особое значение для осуществления контроля и организации корректировки учебного процесса как составных частей функции организации и управления познавательной деятельностью обучаемых.
По каналу обратной связи от обучаемых информация может идти по двум направлениям:
а) к системе автоматического контроля (или самоконтроля);
б) к системе сравнения, обобщения и корректировки.
В первом случае система автоматического контроля должна иметь выход на систему управления подачей информации и далее на передающее устройство.
Во втором случае, когда информация от обучаемых поступает к преподавателю, он может или осуществить только контроль, или выполнить все необходимые операции по корректировке хода учебного процесса. Для этого у него должна быть связь с системой управления подачей информации (и далее с передающим устройством), с кодирующей системой и первоначальным источником информации.
Одна из важных отличительных особенностей использования этой группы технических средств заключается в том, что здесь появляется фактор обязательности действий, а это необходимо для реализации управления познавательной деятельностью обучаемых.
|