И.Н. Кузнецов. Настольная книга практикующего педагога.
Вот почему, характеризуя различные стороны (структуру) творческого процесса, мы в нем выделяем и ряд дополнительных:
постановка вопроса, требующего творческого ответа (нацеленность респондента на видение проблемы);
систематизация необходимых знаний (личного или обобщенного опыта) для обоснования гипотезы;
видение стратегии продуктивной педагогической деятельности (предвосхищение, экстраполяция, осмысление в процессе прогнозирования сверхзадач и т. п.);
обобщение знаний в виде выводов и гипотез (в условиях наблюдения и эксперимента);
оформление возникших идей в виде логических и графических структур или шкал;
проверка ценности полученных результатов в различных ситуациях и в различных образовательных системах.
Нетрудно заметить, что при определении характеризуемых сторон мы постоянно делаем акцент на «скачке вперед». И делаем это преднамеренно и не без основания, т. е. в силу ряда причин: во-первых, потому, что творчество педагога и его прозорливость проявляются в неразрывном единстве, а во-вторых, потому, что объект деятельности (обучаемые), являясь одновременно субъектом (он способен понимать, принимать или сопротивляться педагогу), успешнее формируется при условии, если чувствует (видит) собственный интеллектуальный и моральный рост. В противном случае – стояние на месте, без скачка (движения) вперед личность как бы затухает, а то и деградирует. Это относится не только к учащемуся, но и к педагогу.
Подчеркиваем, все стороны творчества тесно взаимосвязаны между собой, хотя во времени могут быть и отдалены. В реальном же процессе большую роль в творчестве играет не только «скачок вперед», «скачок в неизвестное», не только интеллект, но и личность педагога, такие его качества, как решительность (не останавливаться на полпути), смелость мысли (не следовать за сложившимся подходом, например к определению понятий, а находить собственный), именно заглядывать дальше предшественников или коллег, мужество (педагоги экстракласса умели сопротивляться педагогическому консерватизму, идти против течения, сломать то, во что верит большинство современников). Творческой личности, как правило, также не присущи нерешительность, робость, малодушие.
Степень проявления творчества, его «наращивание» в деятельности измеряется в условиях продвижения педагога (или образовательной системы) к высшим уровням профессионализма.
Проявление педагогического творчества на различных уровнях педагогической деятельности
Уровни педагогической деятельности в значительной мере обусловливаются уровнями подготовленности педагога. Известно, что педагогическое творчество на различных уровнях педагогической деятельности проявляется по-разному. Однако оно непременно обусловливается целями и способами решения бесчисленного ряда педагогических задач. Умение формулировать цели и находить оптимальные способы решения педагогических задач мы избрали в качестве основания (или критериев и признаков) для определения уровней педагогической деятельности в соотнесенности с уровнями педагогического творчества. Почему?
Во-первых, потому, что выбор критериев или основания – главный вопрос и непременное условие сравнительной оценки альтернатив. А во-вторых, потому, что цели любой деятельности всегда прогнозируются на достижение определенного в ней результата. В педагогической деятельности, повторяем, это приближение учащихся к самообразованию и самосовершенствованию. В свою очередь, качественные показатели в деятельности достигаются способами решения определенного ряда педагогических задач.
В то же время известно, что педагогический труд на пути к результату характеризуется исключительным многообразием, динамичностью и направленностью. Стало быть, в процессе педагогической деятельности постоянно важно иметь в виду где, когда, как и почему прежде всего проявляются качественные показатели в деятельности педагога или образовательной системы в целом.
При таком подходе уровни творчества в соотнесенности с уровнями деятельности характеризуются по-разному. Например, творчество педагога на уроке Ю.К. Бабанский сводит к четырем уровням.
Первый уровень творчества, по Ю.К. Бабанскому, определяется как элементарное взаимодействие педагога с классом. Однако при этом учитель уже использует обратную связь и, действуя «по методичке» или опыту других, корректирует свою работу на пути к результату.
Второй уровень Юрий Константинович обусловливает оптимизацией деятельности на уроке, начиная с его планирования: творчество проявляется в выборе целесообразного сочетания уже известного учителю содержания, методов и форм обучения учащихся с целью подготовки последних к самостоятельному анализу продуктов деятельности.
Третий уровень он определяет как эвристический: педагог умелой постановкой вопроса использует творческие возможности обучаемых. Они же на основе собственных наблюдений, знаний и жизненного опыта осмысливают генетическое обоснование новых понятий.
Четвертый уровень характеризуется как самый высокий: преподаватель проявляет полную самостоятельность в выборе приемов взаимодействия с обучаемыми: педагог работает с ними в такой мере, в какой они способны проявлять творческую самостоятельность соответственно конкретному уровню их обученности и воспитанности.
В предложенной Ю.К. Бабанским классификации уровней творчества педагога на уроке сравнительную оценку альтернатив можно рассматривать на анализе усложнения заданий (педагогических задач) для обучаемых и через обратную связь.
Примечательно и то, что уже на первом уровне творчества педагог в своей деятельности опирается на обратную связь и с учетом полученных результатов стремится корректировать собственную деятельность. Творчество преподавателя проявляется в трансформации процесса деятельности на пути к результату.
На втором уровне творчество педагога основывается на выборе целесообразного сочетания содержания, методов и форм обучения, что становится возможным на основании анализа процесса и результатов предыдущей деятельности. Однако при этом формы взаимодействия «педагог – обучаемый» ему известны.
На третьем уровне преподаватель стимулирует деятельность обучаемых эвристическими методами, а они выявляют умения в генетическом обосновании понятий (что особенно важно иметь в виду в процессе формирования творческих умений обучаемых).
Второй сравнительной оценкой альтернатив творчества преподавателя при определении уровней его деятельности является выбор способов формулирования и решения педагогических задач.
Профессионализм преподавателя включает, во-первых, его умение измерять результаты своего труда и обосновывать процесс, влияющий на достижение качественных показателей в деятельности. А во-вторых, профессионализм педагога является концентрированным показателем различных уровней творчества, обеспечивающим ему успех в деле.
При этом, что особенно значимо, в качестве ведущего признака (альтернативы) в совокупности различных уровней профессионализма (в том числе и уровней педагогического творчества) мы рассматриваем умение педагога исследовать качественные показатели в практической деятельности.
Объясняется это тем, что формирование педагога-мастера, педагога-творца начинается с умения анализировать собственную деятельность и ее результаты. От анализа эффективности решения ситуативных педагогических задач преподаватель поднимается до осмысления и анализа тактических задач, а от них – до осознания и прогнозирования стратегических педагогических задач. На этом пути педагог постоянно реконструирует собственную деятельность, ее содержание и, что особенно важно, корректирует образ результата.
В основу выделения уровней профессионализма педагогов положены умения анализировать, исследовать деятельность и ее результаты. Эти умения формируются в деятельности на базе повышения научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки преподавателя.
ГЛАВА 9.
Технические средства обучения
9.1. Краткая характеристика основных технических средств и аппаратуры
Прежде чем говорить о современных системах технических средств, нужно дать краткую характеристику каждой из основных составляющих такой системы, установить область применения и оценить перспективы развития, если применимость устройства прогрессирует или регрессирует.
Данный перечень не претендует на полный охват всех технических средств и устройств, которые могут найти применение в учебных заведениях.
Назовем основные современные технические средства обучения.
Акустическая система – широкополосная звуковоспроизводящая система средней и большой мощности (10–100 Вт и более); содержит не менее двух громкоговорителей для передачи отдельно низких и высоких частот. Громкоговорители монтируются в акустических (звуковых) колонках, устройство и размеры которых существенно влияют на формирование звукового поля.
Антенна телевизионная коллективная – служит для настройки телевизоров, видеомагнитофонов на нужную длину волны и приема телевизионных передач.
Видеодвойка – см. моноблок.
Видеокамера – электронное устройство для видеосъемки. Преобразует оптическое изображение и звуковую информацию в электромагнитный сигнал для его последующей передачи на расстояние или записи на видеокассету или видеодиск. Различают профессиональные, специальные (прикладные) и любительские (бытовые) видеокамеры; а по снимаемым объектам – для макрообъектов или микрообъектов (например, изображений с микроскопа).
Видеомагнитофон кассетный – аппаратура для магнитной записи и воспроизведения движущихся изображений и сопровождающего их звука. Современные видеомагнитофоны (например, Panasonic NV-SD20EE и старше) позволяют осуществлять перезапись звукового сопровождения к созданному видеофильму. Старое звуковое сопровождение при такой перезаписи исчезает. Видеомагнитофон в отличие от видеоплеера позволяет принимать и записывать телевизионные передачи без подключения телевизора, непосредственно от антенны. Видеомагнитофон позволяет при просмотре телевизионной передачи на одном канале одновременно записывать передачу по другому каналу.
Видеомикшер – микшерный пульт для озвучивания и монтажа видеопрограмм, видеофильмов. С помощью такого пульта можно управлять сигналами от нескольких десятков источников, применять различные звуковые и видеоэффекты, не терять качество звука и изображения при обработке. Используется для профессиональных работ.
Видеоплеер – первоначальные модели предназначались только для воспроизведения видеозаписей на магнитной ленте или лазерных дисках (видеопроигрыватель), но последние модели позволяют осуществлять видеозапись на магнитной ленте при поступлении видеосигнала от телевизора, видеомагнитофона или другого видеоплеера (так называемый пишущий видеоплеер). Для видеоплеера лазерных дисков такая возможность отсутствует. В настоящий момент видеоплееры для воспроизведения изображения с кассет практически вытеснены с рынка видеомагнитофонами, которые позволяют непосредственно воспринимать сигнал, поданный на телевизионную антенну, без подключения через телевизор. Тенденцию к широкому распространению на рынке техники получает DVD-технология и наибольшие перспективы из-за видеопроигрывателей DVD-дисков.
Видеопроектор – устройство для проекции видеоизображений на большой экран. При использовании видеопроектора вы получаете возможность смотреть видеофильмы, телевизионные программы (записанные в видеосистемах PAL/SECAM/NTSC). Современные видеопроекторы, например фирмы Sharp, имеют высокую яркость изображения, настройку на экран 1–8 метров, цветовую палитру 16.7 млн. оттенков, встроенные акустические колонки.
Графопроектор (оверхед-проектор) – устройство для проецирования на экран изображений с прозрачных пленок или, при использовании вместе с LCD-панелью, компьютерных изображений. Возможности компьютеров неоценимы и при подготовке материалов на прозрачных пленках: использование баз данных изображений, применение графических редакторов, программ презентационной графики, печать на пленку с помощью лазерного принтера и др.; все это значительно повышает качество подготовленных учителем материалов. Программы презентационной графики получили в настоящее время повсеместное распространение, и умение их использовать во многом повышает шансы выпускников на трудоустройство. Более перспективным, однако, при работе с компьютером можно считать мультимедийный проектор, его возможности значительно шире.
Источник бесперебойного питания – служит для поддержки работы компьютера при полном отключении сети или перепадах напряжения. При аварийном отключении компьютера возможна невосполнимая потеря данных, выход из строя отдельных устройств и др., источник бесперебойного питания избавляет вас от подобных потерь. Совершенно необходимо использовать такой источник вместе с сервером (см. далее). Существует множество модификаций источников. Они отличаются временем поддержки работы компьютера, суммарной мощностью компьютеров, которую можно подключить к источнику. Естественно, чем эти параметры выше, тем дороже источник.
Камкордер – современная видеокамера, имеющая встроенный видеомагнитофон (САМега+ге-CORDER).
Компьютер (персональный компьютер) – устройство для ввода, хранения, обработки и передачи информации. Конфигурация компьютеров достаточно разнообразна. Под конфигурацией персонального компьютера обычно понимают возможность работать с определенным набором устройств. Жесткие требования к конфигурации компьютера предъявляют современные программные продукты, причем эти требования постоянно растут с точки зрения состава устройств, объемов памяти всех видов, быстродействия процессора, скорости передачи данных между устройствами и др. параметрам. Срок «морального» старения компьютеров очень короткий – около двух-трех лет, чтобы максимально удлинить этот срок, нужно приобретать компьютеры не по критерию «подешевле», а «на вырост» с возможностью модернизации и расширения состава устройств ( эту возможность называют upgrade). Если ориентироваться на самые современные модели, которые функционируют сейчас, то через год-два эти модели будут уже на грани «морального» старения. Обязательно соответствие компьютера мультимедийному стандарту.
На текущий момент времени приемлемой для покупки является компьютер следующей конфигурации (в скобках указана конфигурация, необходимая для реализации видеостудии):
• процессор AMD ATHLON, можно Pentium IV;
• с тактовой частотой не хуже 1,4 Ггц;
• с ускорителем для графических работ GEFORCE;
• привод DVD (для студии нужен привод CD-RW);
• оперативная память 128 Мб (256 Мб);
• емкость винчестера не менее 20 Гб;
• объем видеопамяти не менее 32 Мб (64 Мб);
• клавиатура;
• мышь;
• дисковод 3,5?;
• монитор цветной, класса LR 15? (17?);
• сетевая карта REALTEK или DECOM.
Магнитофон кассетный – аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука на магнитофонную кассету. Для удобства обработки и монтажа кассет более удобным является магнитофон двухкассетный, где в один привод устанавливается кассета-источник, а в другой – кассета-приемник. В двухкассетном магнитофоне обычно предусмотрен режим ускоренной перезаписи, что экономит время при размножении аудиозаписей.
Микрофон – прибор для преобразования звуковых колебаний в электрические. В школе нужна система микрофонов: микрофоны для залов, микрофоны для работы с компьютером, если будет предусмотрен режим речевого диалога (в программах коррекции произношения, обучения языкам и др.).
Микшерный пульт – пульт, на котором можно проводить управление сигналами двух и более источников, смешивать сигналы, одновременно подавать на аппарат записи (например, записи голоса и музыки).
Модем – устройство для передачи данных между компьютерами через телефонную сеть. При приеме данных преобразует аналоговый сигнал в цифровой, а при передаче данных – цифровую информацию в аналоговую (электромагнитные колебания), которую можно передавать по линиям связи. Обычно модем дополняют функцией факса для приема и пересылки документов в графическом виде.
Моноблок – совмещение в одном корпусе двух устройств телевизора и видеоплеера (или видеомагнитофона). Используется достаточно редко из-за меньшей мобильности.
Музыкальный центр – звукотехнический комплекс, объединяющий в себе магнитофон, аппаратуру воспроизведения дисков (CD-дисков, DVD-дисков), радиоприемник (тюнер), усилитель мощности, акустическую систему. Иногда в состав аппаратуры музыкального центра входит аппарат лазерной записи дисков.
Мультидисковый проигрыватель – аппарат для воспроизведения лазерных аудио– и видеодисков.
Мультимедийный проектор – устройство для проекции видеоизображений на большой экран, напрямую подключаемое к компьютеру или источнику видеосигнала (видеомагнитофону, видеокамере и др.) вместо компьютерного монитора (монитор компьютера подключается к выходу проектора) или телевизора. Мультимедийный проектор включает в себя все функции видеопроектора, но кроме них работает с различными компьютерными системами (IBM PC, MAC). Многие модели имеют функции автоматического масштабирования и фокусировки, коррекции изображения, снабжены системой стереозвучания, обладают достаточной яркостью, чтобы работать в помещении без затемнения.
Наушники (телефоны) – аппарат для индивидуального прослушивания звукозаписи. Используются в комплекте с магнитофонами, видеомагнитофонами, компьютерами, проигрывателями и др. в том случае, когда прослушиваемая запись не должна мешать другим.
Оборудование для лингафонной лаборатории – комплект оборудования, предназначенный для использования в кабинетах иностранного языка или родного языка, позволяющий организовать индивидуальную, групповую или фронтальную работу. Оборудование обеспечивает разговор двух обучаемых между собой или работу группы; контроль преподавателем или инструктирование каждого обучаемого, группы; прослушивание звукозаписей и др. В комплект входят проигрыватели и магнитофоны, наушники и пульт управления системой, позволяющий организовывать работу в классе группой, индивидуально, попарно.
В настоящее время такая система не имеет перспектив развития. Вместо лингафонной системы более перспективным является использование компьютеров с мультимедийными программами обучения языкам, видеомагнитофонов с видеопроекторами для демонстрации фильмов или их фрагментов на изучаемых языках и магнитофонов для работы с аудиоинформацией и проверкой знаний.
Проигрыватель звукозаписей (плеер) – аппарат для воспроизведения звукозаписей, сделанных на другой аппаратуре. Наиболее распространенными в настоящее время являются плеер для прослушивания магнитофонных кассет, CD-плеер, широкое развитие в перспективе за DVD-плеером.
Принтер – устройство для вывода на бумагу, специальную прозрачную пленку или фотобумагу текстовой, графической информации компьютера или фотографий. Наилучшее качество печати имеют лазерные принтеры, но они более дорогие, чем все другие модели. Очень неплохое качество печати, близкое к лазерному, у светодиодных принтеров (LED-принтеров), а цена почти в два раза меньше, чем у лазерных, но и срок службы короче. Еще более дешевы струйные принтеры, но качество их печати напрямую зависит от качества бумаги, очень малый ресурс чернил, низкая скорость печати. Самые дешевые – матричные принтеры. Но их недостатки очень существенны: это самые шумные принтеры, поскольку изображение формируется при ударе иголок принтера по красящей ленте. По этим причинам матричные принтеры постепенно выходят из употребления. Качество печати зависит от числа иголок, но, как правило, не очень высокое, скорость печати тоже невелика. Различают также цветную и монохромную (черно-белую) печать. Существует еще ряд технологий осуществления печати. При использовании специальной бумаги возможна печать рисунков или текстов с последующим переводом последних на ткань, например футболку.
Сервер (файл-сервер) – компьютер с повышенными функциональными возможностями, используется в качестве администратора сети.
Сетевой фильтр – устройство для стабилизации (в основном сглаживания скачков) напряжения в электрической сети. Необходимо для подключения к сети техники, чувствительной к перепадам напряжения.
Сеть локальная – соединение нескольких компьютеров (возможно до нескольких десятков) для свободного обмена данными и программами, совместного использования выходных устройств (например, принтера) и накопителей, понижения требований к отдельным компьютерам сети. Различают сети без выделенного сервера и с выделенным сервером. Для соединения компьютеров в сеть необходимы в каждом специальные сетевые карты. Возможны разные конфигурации сети.
Сканер – устройство для ввода в компьютер видеоизображений. Сканеры могут быть ручные, это самый дешевый вид сканера, но и самый неудобный (малая ширина сканирования, обычно 10 см, требуется особая сноровка); рулонные, обеспечивают большую точность, чем ручные, но можно сканировать только отдельные листы; планшетные, сканируемые листы кладутся как в копировальный аппарат, один из самых распространенных видов сканера; слайд-сканер служит специально для ввода изображений с фотонегативов и слайдов в компьютер; проекционный сканер предназначен для ввода трехмерных изображений и др. виды сканеров. Сканеры различают цветные, полутоновые и черно-белые.
Слайд-проектор – оптическое устройство для воспроизведения на большом экране увеличенных изображений с пленочных носителей – диапозитивов (слайдов). Различают слайд-проекторы с различной степенью автоматизации смены кадров (автоматическая смена, полуавтоматическая, ручная), конструкционными особенностями и величиной бокса для автоматической подачи диапозитивов (например, диапозитивы могут подаваться последовательно до исчерпания бокса, а могут подаваться циклически при кольцевой форме бокса). В настоящее время практически прекращено использование диафильмов (прекращен выпуск самих диафильмов и носителей для их создания), поэтому эта функция проектора нами сейчас не рассматривается. Серии слайдов можно объединить в цельное произведение – фильм – при использовании компьютера. Диапозитивы сканируют слайд-сканером и переносят в память компьютера, затем с использованием программ презентационной графики их снабжают текстом, располагают в удобной учителю форме и записывают на любой носитель (дискету, магнитную ленту, жесткий диск и др.) для длительного хранения и использования.
Телевизор цветного изображения – аппаратура для воспроизведения телевизионной передачи или видеозаписи.
Фотолаборатория – современная лаборатория представляет собой комплект из цифровой фотокамеры, компьютера и принтера для печати на фотобумагу. Такой комплект наиболее перспективен, не требует специальных навыков по проявке и печати пленок, кадры можно корректировать, стирать, хранить на специальных носителях – цифровых фотоальбомах, печатать многократно без потерь качества.
Цифровой фотоаппарат (цифровая видеокамера) – предназначен для ввода фотоизображения или видеоизображения с натуры во внутреннюю память или на магнитные диски. Можно сразу просмотреть полученное изображение на встроенном мониторе, легко перенести его в компьютер и сохранить, распечатать кадры с помощью принтера. Одно из наиболее перспективных технических средств. Возможна запись звукового сопровождения даже для фотокамер. Некоторые модели цифровых фотокамер позволяют снимать небольшие видеоролики.
Штатив – опора, обычно трехногая, с регулируемой высотой для видеокамеры или цифрового фотоаппарата.
Экран – предназначен для показа видеоизображения. Правильный выбор размера и типа экрана, места его размещения не такая простая задача. Выбор экрана зависит от проектора, который предполагается использовать вместе с ним. Экран должен быть виден всем зрителям и не искажать изображение. Экраны могут быть стационарно расположенные и переносные.
Носители информации:
Лента магнитная в кассетах для кассетных магнитофонов.
Видеокассеты для видеомагнитофонов, видеоплееров, моноблоков.
CD-диски для хранения аудио– и видеозаписей, для видеозаписи.
DVD-диски для хранения аудио– и видеозаписей.
Дискеты для компьютера, цифровой камеры.
Аксессуары:
Блок для хранения аудиокассет.
Блок для хранения видеокассет.
Блок для хранения дискет.
Блок для хранения CD-дисков.
Блок для хранения DVD-дисков.
Пульты дистанционного управления для телевизора, видеомагнитофона, видеоплеера, проекторов.
Набор инструментов.
Наборы для чистки.
Комплект чистящих дискет и кассет.
Лазерные указки.
Классификации технических средств обучения
Подходы к классификации технических средств могут быть самыми разными, в зависимости от параметров, положенных в основу классификации. При этом одна и та же аппаратура может попадать в одну группу при классификации по одним признакам и в другую при классификации по другим параметрам.
Самым простым подходом к классификации техники можно считать функциональный.
В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие признаки группировки техники:
• степень универсальности, показывает возможность совмещения нескольких функций;
• возможность подготовки или предъявления информации;
• возможность работы с аудио– или видеоматериалами;
• возможность работы со статическими или динамическими видеодокументами;
• возможность работы с макро– или микрообъектами.
По степени универсальности наибольший спектр работ позволяет выполнять компьютер. Кроме традиционных для компьютера функций, таких, как подготовка текстовой или графической информации; работа с базами данных или абонентами компьютерных сетей и других, все большее значение приобретают подготовка и демонстрация видеофильмов на различных носителях; создание, обработка и прослушивание музыкальных произведений; обращение к мировым источникам текстовой, видео– или аудиоинформации, работа с телевизионным сигналом в цифровом формате.
В настоящий момент времени современный, качественно сконфигурированный компьютер может выполнять практически все разнообразие задач учебного заведения и заменять собой множество технических устройств.
Под конфигурацией мы понимаем возможность конкретного персонального компьютера работать с определенным набором периферийных (внешних) устройств.
Понятие базовой конфигурации, или, иначе, требуемой конфигурации, персонального компьютера означает необходимый набор компонентов для работы с конкретным программным продуктом. Что входит в такой комплект?
Системный блок сам представляет собой довольно сложный комплекс устройств, основными из которых являются:
• материнская плата – основная составная часть каждого системного блока, а значит, и компьютера. Ее иногда называют системной платой или главной платой. Влияет на производительность компьютера, управляет внутренними связями, взаимодействует с внешними устройствами. Ее элементы – главный процессор, постоянная, оперативная и кэш-память, шины данных, адресов и управления;
• карты, платы, адаптеры (мультикарта и контроллеры, видеокарта, звуковая карта и др.);
• блок питания. Его основная функция заключается в преобразовании напряжения сети 220–240 В в напряжение питания конструктивных элементов компьютера ±12 В и ±5 В;
• кабельная сеть. Состоит из множества кабелей и проводов, иногда объединенных в «шлейфы», соединяющих компоненты компьютера.
Индикаторы и переключатели для отслеживания, диагностики и изменения режимов работы компьютера.
Монитор позволяет визуально следить за работой компьютера, анализировать полученные данные, держать под наблюдение ход выполнения команд, является устройством вывода информации.
Дисковод, устройство для обеспечения длительного хранения данных, в качестве носителей информации здесь служат дискеты 3,5».
Винчестер, встроенный в корпус компьютера, дисковод вместе с несъемным жестким диском, имеющим большую емкость, также устройство для обеспечения длительного хранения данных.
Клавиатура служит для ввода алфавитно-цифровых данных и команд управления вручную путем нажатия комбинаций соответствующих клавиш.
Мышь – устройство ввода типа манипулятора. Служит для ввода данных или одиночных команд, выбираемых из меню, или пиктограмм графических оболочек, выведенных на экран монитора.
Устройства ввода информации в компьютер (кроме клавиатуры и мыши):
|