И.Н. Кузнецов. Настольная книга практикующего педагога.
Для успешного использования активных методов обучения необходимо соблюдать следующие педагогические условия активизации учебной деятельности обучаемых:
– знание сущности психических явлений, подлежащих активизации;
– знание приемов и способов управления этими психическими явлениями, средств педагогического воздействия;
– овладение методикой активизации учебной деятельности, приобретение опыта работы в этой области;
– волевая готовность к преодолению трудностей и срывов, которые могут возникнуть в процессе внедрения в практику активных методов обучения;
– учет мнения, запросов обучаемых, их отношение к методике активного обучения;
– избегать постоянного использования одних и тех же методов и приемов.
Изложение учебного материала
1. Простота и доступность речи
Витиеватая, «красивая» речь часто вызывает раздражение, не всегда позволяет уловить смысл сказанного. Нельзя также злоупотреблять профессиональным жаргоном: он может быть не всем понятен, а иногда просто вульгарен. Простота и доступность может быть обеспечена: умением уверенно владеть материалом без подробного текста; развитием своего голоса, чтобы он звучал убедительно, внятно и выразительно; усилением своей речи движениями, жестами и выражениями; умением соизмерять степень трудности вашей информации с обстановкой.
2. Риторическая обработка учебного материала
Ничто так не навевает скуку, как монотонная речь. Даже с физиологической точки зрения такая речь должна вызвать утомление, сонливость. Известно, что один и тот же учебный материал, излагаемый разными преподавателями почти дословно, оказывает различное воздействие на обучаемых. И многое определяется умелой риторической обработкой: интонацией, сменой темпа изложения, паузами, модуляцией, громкостью. Между прочим, все выступления ведущих дикторов радио и телевидения подвергаются риторической обработке группой специалистов.
А.С. Макаренко вспоминал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 10–15 оттенками, и тогда не боялся, что к нему кто-то не подойдет.
3. Неоднократные повторения
Этот прием широко использует известный педагог В.Ф. Шаталов. Суть неоднократного повторения в том, что наиболее важные места в ходе изложения учебного материала (определения, выводы, важные формулировки и т. д.) повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости. Это улучшает запоминание, подчеркивает важность материала, привлекает особое внимание.
4. Не говорить «с листа»
Мы настолько привыкли к выступления «с листа», что отсутствие шпаргалки воспринимается как исключение из общего правила, как признак высокого мастерства. Особенно это имеет значение в педагогической деятельности. Кроме отрицательного эмоционального и психологического воздействия на обучаемых чрезмерное пользование записями приводит к ряду отрицательных моментов.
Во-первых, язык письма и язык речи воспринимаются по-разному. Несомненно, что разговорная речь оказывает более сильное воздействие: она более доходчива и понятна, располагает к взаимному общению аудитории с педагогом. Во-вторых, это может вызвать у обучаемых чувство того, что тот недостаточно знает материал. Наконец, неправомерно в этих случаях требовать от обучаемых знаний учебного материала, в том числе на зачетах и экзаменах на память.
5. Не пренебрегать языком жестов
Язык жестов относится к так называемой неречевой коммуникабельной деятельности человека и возник намного раньше, чем речь. В педагогической деятельности он выступает как вспомогательный элемент общения с аудиторией.
Один английский психолог прошлого века Майкл Арчил установил, что на каждый один жест жителя Финляндии используют жестикуляцию: итальянец – 80 раз, француз – 110, мексиканец – 180. Наши психологи считают, что мы отличаемся значительной сдержанностью в проявления своих чувств с помощью жестов и мимики: нам далеко до финнов, но и далеко до итальянцев. У нас чрезмерная жестикуляция (например, с помощью рук) воспринимается как признак невоспитанности. Тем не менее жесты, мимика могут значительно повысить эффективность восприятия речи. Но необходимо знать, что жесты индивидуальны, их нельзя перенимать у других.
6. Умелое пользование цифрами
Необходимо избегать множества цифр. Если это невозможно, то целесообразно представлять их в виде раздаточного материала и выделять те, которые имеют наиболее важное значение и должны быть запомнены обучаемыми. В необходимых случаях целесообразно указывать источники, в которых эти цифры приведены.
7. Смена рода деятельности обучаемых
Эффективность усвоения учебного материала значительно увеличивается, если использовать различные каналы воздействия на обучаемых. В частности, прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти: образно-зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической, – находящихся во взаимной зависимости. Поэтому в ходе изложения учебного материала следует периодически менять род деятельности обучаемых (запись, выслушивание, наблюдение, самостоятельное мышление). Помимо всего указанного, это нарушает монотонность изложения, снижает усталость обучаемых, повышает их интерес, что не может не отразиться на качестве усвоения материала.
8. Речевое управление вниманием
Многие преподаватели в ходе занятия используют речевые, так называемые сигнальные, фразы, с помощью которых повышается внимание аудитории. Например, преподаватель говорит: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» Можно и не говорить этой фразы, а просто излагать дальнейший материал, но фраза сказана, сигнал сработал, вызвав повышенное внимание. У опытных педагогов имеется большой набор таких сигнальных фраз, которые, кстати, они используют часто бессознательно.
9. Вопрос самому себе
Это прием из арсенала известного педагога-новатора Е.И. Ильина. Такие вопросы не требуют ответов обучаемых, но в отличие от предыдущего приема, который лишь повышает внимание, эти вопросы заставляют обучаемых задуматься и стать как бы соучастниками дальнейших рассуждений. Ильин приводит такой пример. Екатерина из «Грозы» А.Н. Островского оправдывает измену мужу еще и тем, что у нее нет детей. Ученикам задается вопрос: «А если бы дети были, вышла бы она за калитку к Борису?» И хотя на этот вопрос отвечает сам преподаватель, у обучаемых уже выработалась мысль.
К этому же типу можно отнести такие вопросы: «Давайте подумаем, какие из этого можно сделать выводы?», «А что будет, если в полученном выражении?» и т. д.
10. Эффект Зейгарник
Этот эффект сформулирован в 1930-х годах профессором Зейгарник и поэтому вошел в педагогическую литературу под этим названием.
Суть эффекта заключается в следующем: если изложение материала таково, что все абсолютно ясно, не вызывает сомнений и вопросов, усвоение оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для дополнительного додумывания, повышая тем самым интерес обучаемых и стимулируя их активность. Очевидно, что в дальнейшем, если обучаемые самостоятельно не усвоят возникшую ситуацию, преподаватель должен прийти к ним на помощь.
11. Побуждение к рационализаторской и изобретательской деятельности
Обычно привлечение обучаемых к творческой деятельности осуществляется во внеучебное время и вне связи с материалом учебной дисциплины. Большой эффект в этой работе достигается тогда, когда эти проблемы возникают в ходе самих занятий. В процессе обучения могут возникать идеи по улучшению и совершенствованию работы того или иного устройства, методики исследования отдельных процессов и т. д.
Первоначально предложения будут, видимо, исходить от самого преподавателя. В дальнейшем обучаемые могут «войти во вкус» и уже сами станут авторами творческих идей. Вся эта работа, умело направляемая преподавателем, должна тесно увязываться с овладением знаниями по учебной дисциплине, что приведет к повышению интереса и активности обучаемых.
12. Актуализация доз учебного материала
Из психологии умственного труда известно, что постоянного напряженного внимания обучаемых в течение всего занятия (1,6–2 часа) добиться трудно. В то же время и учебный материал занятия различается по его значимости и сложности. Рассматриваемый прием позволяет совместить повышенное внимание со сложностью материала.
Для этого целесообразно, чтобы в основных учебных вопросах занятия (оптимальное 2–4) выделить по несколько подвопросов. С началом занятия преподаватель объявляет, выписывая на классной доске, материал каких вопросов и подвопросов наиболее важен для дальнейшего изучения данной дисциплины, смежных дисциплин, для будущей профессиональной деятельности, и дальнейший ход занятия ничем не отличается от обычного. Специально проведенный эксперимент, в частности по результатам экзаменов, подтвердил эффективность данного приема.
13. Подготовка обучаемых по материалу предстоящего занятия
В ряде случаев преподаватель может дать задание обучаемым на предстоящее занятие: основные вопросы этого занятия, перечень литературы, с которой они должны ознакомиться, продумать ход решения той или иной проблемы и т. д. Благодаря этому обучаемые оказываются готовыми в определенной степени к восприятию нового учебного материала, быстро включаются в активную работу, получают определенные навыки самостоятельной работы над незнакомым материалом. Прием приносит пользу, если задание будет посильным и интересным.
14. Использование кратких диалогов («микродиалогов»)
При проведении занятия традиционными методами (монолог, рассказ, демонстрация и др.) целесообразно планировать и включать в ход занятия короткие диалоги с обучаемыми. Это нарушит монотонность занятия, повысит внимание и активность аудитории.
15. Предварительная ориентация в новом материале
Сущность приема заключается в следующем. После объявления темы и цели предстоящего занятия обучаемым сообщаются дополнительные сведения: необходимость изучения материала и его значимость, порядок изложения материала и основные проблемы, конечная цель. Это позволяет обучаемым более четко и наглядно охватить все занятие и особенно конечную цель, проследить логику рассуждений преподавателя. Все это положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала.
16. Начало занятия – с формулирования проблемы
Этот прием является разновидностью предыдущего. Его особенность в том, что с началом изложения нового материала преподавателем формулируется проблема, которая должна быть решена к концу занятия. (Конечно, не каждое занятие для этого подходит.) Далее занятие продолжается обычными методами. В ходе занятия обучаемые оценивают излагаемый материал, часто даже непроизвольно, с точки зрения приближения к решению проблемы и становятся как бы соучастниками этого процесса. Они могут даже привлекаться и делать попытки к решению заданной проблемы. Прием при квалифицированном использовании достаточно эффективен.
17. Выводы делают обучаемые
Обычно в конце изложения отдельных вопросов и материала всего занятия преподавателем делаются соответствующие выводы. А можно поручить это самим обучаемым. Прием этот эффективен лишь в том случае, если об этом предупредить обучаемых с началом занятия. Это вызовет у них повышенное внимание и дополнительный интерес. Начинать пользоваться этим приемом следует по более простым вопросам и переходить к более сложным. В любом случае окончательные выводы делаются преподавателем.
18. Быть готовым к экспромтам
Довольно часто в ходе занятия возникает такая ситуация, когда необходимо отступить от заранее намеченного содержания. Чаще всего это происходит при потере внимания обучаемых, нежелательной реакции аудитории, необходимости ответить на неожиданный вопрос, нарушении порядка в аудитории и т. д. На это преподавателю необходимо как-то среагировать. Часто это делается экспромтом. Говорят, что лучший экспромт тот, который заранее готовится. У опытного педагога всегда имеется в арсенале большой набор таких экспромтов почти на все случаи жизни, и он всегда успешно выходит из создавшейся критической ситуации. К начинающему преподавателю это умение приходит в ходе накопления педагогического опыта, однако обучающий должен всегда помнить об этом и постараться не дать застать себя врасплох.
19. Всегда иметь резерв времени
Опытные педагоги при подготовке к занятиям обычно предусматривают резерв времени, который в зависимости от сложности и насыщенности излагаемого материала может составлять до 10 минут (на двухчасовое занятие).
Во-первых, этот резерв будет гарантировать выполнение плана, особенно для тех преподавателей, которым присуща постоянная нехватка времени.
Во-вторых, резерв скомпенсирует непредвиденные расходы времени на дополнительное разъяснение слабо усвоенного материала, на внезапно возникшие диалоги, «микродискуссии» и т. д.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, это время, используемое в конце занятия, когда, как известно, в результате утомления резко снижается внимание, позволяет продлить активный период занятия. В данном случае могут проводиться: письменные летучки или беглый опрос по материалу данного занятия; ответы на вопросы обучаемых, в том числе и не связанные непосредственно с изученным материалом; сообщения дополнительных интересных сведений и фактов; ориентация обучаемых по материалу последующего занятия и т. п.
Для успешного использования резерва времени на заключительном этапе преподаватель должен заранее наметить возможные варианты.
20. Самостоятельное конспектирование доз учебного материала
Прием заключается в следующем. В ходе занятия преподаватель предупреждает обучаемых, что последующий учебный вопрос (подвопрос, доза учебного материала) должен восприниматься аудиторией без параллельного ведения записей (этому будут способствовать темп и методика изложения). Далее говорится, что будет представлено необходимое время для фиксации в конспектах изложенного материала. Помимо получения навыков выражать свои мысли и переносить их на бумагу, это позволяет лучше усвоить материал, так как внимание не распределяется между выслушиванием и ведением записей. При регулярном использовании этого приема целесообразно постепенно усложнять материал, подлежащий самостоятельному конспектированию.
21. С пользой проводить перерывы
Если изложение материала во времени вести так, чтобы самые интересные места совпадали с перерывом между учебными часами, то активная часть всего занятия может захватить и перерыв. (Примером может служить многосерийный фильм, когда зритель ждет с нетерпением продолжения, продумывая различные варианты дальнейшего содержания.)
Вопросы и ответы
1. Поощрять вопросы
На занятиях у обучаемых возникает множество вопросов. Эти вопросы и ответы на них играют немаловажную роль в искании и установлении истины. Как сказал один из педагогов прошлого Томас Фуллер, «кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».
Все преподаватели по реакции на вопросы обучаемых делятся на две категории: меньшая часть отводит на вопросы и ответы специальное время и не поощряет вопросы в ходе занятия, большинство же разрешает их, и некоторые даже поощряют вопросы.
В самом деле, при ответах на вопросы в конце занятия они, во-первых, теряют свою остроту и актуальность; во-вторых, это может привести к слабому усвоению последующего материала; в-третьих, можно отбить охоту у обучаемых задавать вопросы; и, наконец, вопросы могут служить дополнительным средством активизации обучаемых (привлечение к ответам самих обучаемых, проведение микродискуссий и т. д.).
Более того, некоторые преподаватели учитывают вопросную и ответную активность обучаемых при итоговой оценке их знаний. Остроумно высказался по этому поводу другой педагог прошлого Левис: «...об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ответам на них». В самом деле, ответ на вопрос можно вызубрить, угадать, наконец, а вот «хороший» вопрос не всякий может задать.
2. Правильно отвечать на вопросы
От преподавателя требуется большое умение правильно отвечать на вопросы обучаемых. Это не только важно само по себе, но и с точки зрения обучения этому учащихся, которым в своей учебной и будущей профессиональной деятельности придется отвечать на множество вопросов. Ниже приводятся некоторые рекомендации.
Отвечайте кратко и однозначно. При ответе сразу переходите к существу вопроса. Часто на заданный вопрос достаточно «да» или «нет».
Не отвечайте на вопрос, который не поняли. Потребуйте от спрашивающего доходчиво объяснить, что он имеет в виду, и только тогда приступайте к ответу. Старайтесь быть точным: вместо слова «много» лучше назвать хотя бы примерное количество, вместо «большой» – конкретные размеры и т. д.
Если сразу не можете ответить на вопрос, не пытайтесь вводить собеседника в заблуждение, не старайтесь «выкручиваться». Скажите прямо, что для полного и точного ответа вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, когда сможете ответить на вопрос.
Когда необходимо дать конкретный и точный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов «может быть», «иногда» и т. д.
Высказывайте свое мнение точно: не заставляйте собеседника самому догадываться об окончательном вашем мнении на основе анализа ряда «за» и «против», «с одной стороны» и «с другой стороны».
3. Отсрочка ответа на вопрос
В некоторых случаях ответ на задаваемый вопрос содержится в последующем материале этого занятия. Преподавателю целесообразно указать об этом задавшему вопрос. (Неплохо, если при этом зафиксировать вопрос на классной доске). Если из последующих рассуждений вопрос не проясняется, преподаватель отвечает на него. Часто же необходимость в ответе отпадает.
4. Умело задавать вопросы
В ходе учебных занятий, при текущем и итоговом контроле знаний преподавателю приходится задавать обучаемым всевозможные вопросы. Практика показала, что от того, как задается вопрос, зависит не только содержание ответа, но и активность аудитории. При этом могут быть полезны следующие рекомендации.
Не задавайте вопросов, требующих простых и односложных ответов типа «да» или «нет», «уменьшится» или «увеличится» и т. д.
Формулировать вопросы надо стараться не так, как они поставлены при изложении учебного материала в конспекте лекций, учебнике, другом пособии, так как это приведет к стандартному, часто заученному ответу, не требующему дополнительной мыслительной деятельности.
Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, другом пособии, но которые требуют знания изученного материала.
Практиковать вопросы, требующие известных знаний материала смежных учебных дисциплин.
Эффективны вопросы, для ответа на которые требуются логические рассуждения, смекалка, интуиция.
5. «Хитрые» вопросы
Особую активность у обучаемых вызывают не совсем обычные вопросы. Е.И. Ильин назвал их вопросами-чудинками, чаще же их называют хитрыми. Е.И. Ильин приводит такой пример. На слова героини одного из рассказа: «А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду» (на паровозе), – педагог ставит обучаемым вопрос: «А если все же осыпать эту купчиху золотом, она поедет?» Это обычно вызывает бурную реакцию у аудитории.
Опытному преподавателю не составляет особого труда подобрать и использовать такие вопросы.
6. Интеллектуальная разминка
Прием используется обычно в начале занятия как одна из форм контрольного опроса по пройденному материалу и представляет собой устную «летучку». Преподавателем задается большое количество вопросов (до 10 и более), на которые требуются краткие ответы. Главное же в том, что вопросы требуют не только знания уже изученного материала, но и творческого его осмысления, интуитивного мышления. Оправдывают себя и так называемые «хитрые» вопросы. Такая разминка вызывает повышенную по сравнению с традиционным опросом активность обучаемых и сокращает время вхождения в нормальный ритм основной части занятия.
Воздействие на чувства обучаемых
1. Эмоциональная завязка занятия
У многих преподавателей, особенно у начинающих, известную трудность вызывает начальный этап основной части учебного занятия, от которого зависит во многом отношение обучаемых к процессу усвоения всего учебного материала: интерес, эмоциональный настрой, активность и т. д.
Многие преподаватели часто используют прием, получивший название эмоциональной завязки, заключавшийся в том, что начало занятия делается необычным, «ярким, интересным, вызывающим повышенное внимание обучаемых». В качестве такой завязки могут быть интересный исторический факт; яркий пример из области науки, техники, культуры; данные эксперимента и т.п. Но такая завязка должна быть тесно связана с содержанием занятия, стать его неотъемлемой частью.
2. Создание ситуаций занимательности
Этот прием является разновидностью предыдущего и отличается от него тем, что, во-первых, может применяться в ходе всего занятия и, во-вторых, ориентироваться главным образом на чувство занимательности. Для этого можно приводить парадоксальные факты, интересные исторические аналогии, предложить обучаемым решить неожиданно возникшую ситуацию и т. д.
3. Заставить удивляться
В отличие от двух предыдущих данный прием построен на чувстве удивления обучаемых и способен значительно повысить их внимание и интерес. Здесь можно использовать специально подобранные диапозитивы и фрагменты кинофильмов, привести «удивительные» факты, исторические аналогии и т. д. (Этот прием широко использует Е.И. Ильин под названием «Увидел (услышал) – удивился».)
4. Эмоциональная разрядка
Обычно педагог легко улавливает моменты снижения активности и внимания аудитории, усталости. Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур (кстати, именно его использовал чеховский герой из приведенного выше рассказа) и т. д. Как правило, внимание после этого восстанавливается.
Однако удивление вызвал следующий эксперимент, проведенный в одном из вузов. В специально запланированные места текста лекции преподавателем вводились заранее подобранные интермедии. Реакция аудитории вполне согласовывалась с теорией: здоровый смех, явное оживление, прошла апатия. А через несколько дней был проведен опрос по материалу лекции, который показал, что моменты, следовавшие непосредственно за интермедиями, усвоены обучаемыми хуже всего.
Объясняется это, видимо, тем, что они старались запомнить смешные случаи, вспоминали аналогичные истории, т. е. повышенное внимание маскировалось лишь внешним проявлением. Поэтому такой простой и распространенный прием восстановления внимания аудитории принесет успех, если соблюдать чувство меры, если смешные эпизоды как-то связаны с содержанием занятия, если правильно выбрать момент для введения разрядки.
5. Включение элементов состязательности. Воздействие на чувство спортивного азарта, самолюбия,
как ничто другое, влияет на активную деятельность. Элементы состязательности удобно вводить на занятиях по специальным дисциплинам, на ряде практических занятий. На лабораторных занятиях можно использовать эти элементы в виде состязания между бригадами. Но можно включать их на любых других видах занятий.
Это облегчается тем, если учебную группу разбить на три подгруппы и преподаватель всегда может в простейшем случае указать, какая из подгрупп добилась больших успехов, а какая – наименьших. Даже это положительно влияет на деятельность обучаемых.
Особенно эффективно использование состязательности в проблемно-ситуационных методах обучения при возможности сочетания их с групповым методом («мозговая атака», лабиринт действий, инцидент, пражский метод).
6. Преднамеренное введение ошибки
В ходе занятия преподаватель может сознательно допустить ошибку в математических выкладках, логических рассуждениях и т. д. и привлечь для ее нахождения обучаемых. Это приводит к повышенной активности обучаемых, к появлению возможности «отличиться».
Эффективность приема значительно повысится, если заблаговременно, например с началом занятия, предупредить обучаемых о возможности ошибки. Это, во-первых, снимет вину преподавателя за допущенную ошибку (всегда могут найтись среди обучаемых те, которые будут полагать, что она допущена непроизвольно). Во-вторых, это вызовет повышенный интерес обучаемых в ходе всего занятия. Прием особенно эффективен в сочетании с методами морального стимулирования.
7. Мнимое недоверие
Прием применяется с целью задеть самолюбие обучаемых, стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если, к примеру, им объявить: «Это задание не очень сложное, но у вас может не хватить терпения и настойчивости для того, чтобы выполнить его до конца», – всегда найдутся такие, которые попытаются это сделать.
При этом задание должно быть не слишком сложным, посильным для большинства обучаемых, что вселит в них уверенность в успешном овладении знаниями, повысит их интерес к учебе. Но очень важно, чтобы обучаемые не догадались об истинной цели педагога, поэтому прием должен не часто применяться и лучше в индивидуальной работе с обучаемыми.
8. Мнимый запрет
Прием внешне напоминает предыдущий и применяется для стимулирования к более глубокому усвоению знаний. Например, обучаемым объявляется, что данный вопрос более глубоко освещен в такой-то книге (учебнике, пособии), которая не входит в перечень основной и дополнительной литературы, так как выходит за пределы программы. В результате найдется ряд обучаемых, которые из самолюбия обратятся к такой книге с целью не только углубить и расширить свои знания, но и при случае блеснуть ими в присутствии всей аудитории или на экзамене. (Недаром говорится, что запретный плод всегда сладок.) Как и в предыдущем приеме, обучаемые не должны догадываться о мнимости запрета.
9. Создание обстановки доброжелательности. Степень усвоения учебной информации, активность обучаемых, результаты воспитательной работы в ходе занятий во многом определяются рабочей обстановкой, которая зависит главным образом от преподавателя. Доверие, расположение, жизнерадостное состояние благоприятствуют положительному воздействию на обучаемых. И наоборот, состояние подавленности, антипатии, напряженности, подозрительности, чрезмерная строгость и требовательность ослабляют восприимчивость, понижают интерес и активность на занятиях.
10. Личное воздействие преподавателя на обучаемых. Помимо разнообразных специальных форм, методов, приемов и средств обучения, направленных непосредственно на активизацию и стимулирование деятельности обучаемых, немаловажное значение имеет личное воздействие на них преподавателя. Оно начинается уже с первого знакомства, с первого занятия.
От того, какое первоначальное впечатление сложится о преподавателе как о человеке на основе восприятия его внешних черт, поведения, установления его взаимоотношений с аудиторией и т. д., во многом зависит первоначальный интерес обучаемых и к данной учебной дисциплине. Даже то, как входит преподаватель в аудиторию: с выражением усталости или бодрости, нахмурившись или с улыбкой и т. д. – все это не может не отразиться на успехе занятия.
Важным является воспитательный аспект рассматриваемого фактора, так как обучаемые усваивают, часто даже непроизвольно, многие качества преподавателя.
11. Балльная система стимулирования активности Этот довольно эффективный прием стимулирования учебной деятельности обучаемых предусматривает постоянное использование стимулирования в течение всего обучения. Он заключается в следующем.
С началом изучения учебной дисциплины преподаватель объявляет обучаемым, что их высокая активность и результативность в ходе занятий будут поощряться путем начисления определенного количества баллов за ответ на нестандартный, «хитрый» вопрос, нахождение допущенной преподавателем ошибки – преднамеренной или случайной, нестандартное или оригинальное решение задачи или выполнение другого задания, повышенную активность в течение занятия, интересные сообщения, выходящие за пределы учебной программы, и т. д.
Обучаемые, набравшие за определенный период установленное преподавателем количество баллов, могут в зависимости от их количества освобождаться от некоторых видов отчетности: контрольной работы, промежуточного или итогового зачета, сдачи части учебного материала (тема, раздел) на экзамене или даже от экзаменов в целом.
Опыт преподавателей, постоянно применяющих данный прием, говорит о том, что всегда находится часть обучаемых, которая будет стараться заслужить указанные льготы, более того, и у остальных обучаемых появляются повышенный интерес и активность, обусловленные общим настроем аудитории, возможностью отличиться, проявить здоровое самолюбие. Очень важно при этом четко продумать шкалу баллов, довести ее до обучаемых и представлять соответствующие возможности для реализации данного приема.
Контроль усвоения и оценка знаний студентов
1. Летучка по материалу текущего занятия
Обычно в конце занятия контроль усвоения материала преподаватели проводят путем устного опроса двух-трех-четырех человек. Более эффективный метод – проведение письменной летучки в течение 5–10 минут. Это повысит достоверность качества усвоения материала.
Для повышения же активности или даже просто внимательности преподаватель должен в начале занятия предупредить обучаемых о летучке. Это заставит их более серьезно отнестись к занятию, особенно если им сообщить, что оценки будут выставлены в классный журнал или рабочую тетрадь преподавателя. Такие летучки целесообразно проводить по наиболее важному учебному материалу, но не часто, чтобы не пропали их необычность и острота.
2. Побуждение обучаемых к самооценке степени восприятия
Этот интересный, оригинальный и эффективный прием сравнительно редко используется преподавателями скорее всего из-за того, что требует от них дополнительных затрат времени. Суть его в следующем. После трех-четырех занятий с новой аудиторией, например лекций, преподаватель обращается к обучаемым: «Мы уже изучили определенную часть учебного материала. Но так как обратная связь между мною и вами недостаточная, мне не всегда ясно, как усвоен вами тот или иной материал, как мне учить вас дальше. Начиная с сегодняшнего занятия давайте поступать так: по мере ведения записей делайте в конспектах следующие пометки.
Если материал усвоен вами хорошо, поставьте на полях цифру 1; если материал не совсем понятен – цифру 2; если же материал интересен и вы хотите узнать о нем больше – цифру 3. Я же буду периодически просматривать ваши записи, что будет мне ориентиром, на что больше обратить внимание, провести ли консультацию и т. д.
Оказалось, что такая просьба противодействий со стороны обучаемых не вызывает. Но, как оказалось, основная масса охотно работает на занятиях: ведь надо оценить сказанное преподавателем, анализировать, думать; тут отвлекаться некогда, что и требовалось доказать.
Информация же, полученная преподавателем, очень велика. Во-первых, это способствует активному ведению записей (ведь преподаватель будет их периодически просматривать); во-вторых, можно по записям судить о добросовестности и активности того или иного обучаемого; в-третьих, осуществляется достаточно глубокая, хотя и не совсем оперативная, обратная связь. Очевидно, что преподавателю необходимо периодически просматривать конспекты обучаемых. Видимо, как раз это и сдерживает использование рассмотренного приема.
3. «За» – «против» – «воздержался»
Очень часто при текущем контроле усвоения материала, при решении проблемных ситуаций, по ходу занятия и т. д. у обучаемых возникают противоположные мнения или решения по тому или иному вопросу. Преподаватель, сформулировав одно из мнений, проводит голосование (поднятием рук), выясняя, кто согласен с этим мнением («за»), кто не согласен («против»), а кто затрудняется ответить («воздержался»).
Результаты такого голосования могут служить одним из способов обратной связи. В то же время голосование повышает активность обучаемых, так как требует участия всех обучаемых, каждый из которых старается правильно ответить на вопрос, пусть даже угадать ответ. Кроме того, создается особая, демократическая обстановка, что является как бы эмоциональной разрядкой. Эффект приема значительно повышается, если учебная аудитория оборудована средствами автоматизированного контроля, особенно при возможности поименного голосования.
4. «Подумай и реши (ответь)»
Прием относится к разряду долговременных. Перед началом изучения новой темы или раздела обучаемым выдается перечень вопросов, заданий, для решения которых, помимо знаний учебного материала темы, требуются смекалка, интуиция, творческое, нестандартное мышление. Лучше вывесить тексты этих вопросов, заданий в аудитории, рекреации или других местах, удобных для обозрения. Обучаемым объявляется, что к одним из первых, правильно выполнившим задание, будут применены меры морального стимулирования, например освобождение от некоторых видов отчетности.
5. Контроль знаний
Прием эффективен тогда, когда им пользуются регулярно. Суть его в том, что проверка качества усвоения знаний обучаемых в начале занятия по ранее изученному материалу или в конце его по материалу текущего занятия поручается одному из обучаемых. Целесообразно предупреждать об этом заранее всех обучаемых, на первых порах – можно и пофамильно. Оценки обучаемым объявляет проводивший контроль, окончательные оценки выставляются преподавателем. Оценку проводившему контроль выставляет преподаватель с учетом знаний им материала, его умения правильно формулировать вопросы, совпадения его оценки знаний обучаемых с оценками преподавателя.
Помимо повышения заинтересованности и активности обучаемых, вызванного подготовкой к проведению контроля знаний, прием положительно влияет на такие качества будущего специалиста, как совершенствование методических навыков, объективность в оценке деятельности подчиненных.
Для того чтобы прием «работал», необходима определенная подготовка обучаемых. Их надо предварительно ознакомить с основами методики проведения контроля знаний, формулирования вопросов и т. д. Целесообразно это проделать во внеаудиторное время, например на групповой консультации.
6. Сокращение материала, выносимого на экзамен
Некоторые преподаватели, обычно лекторы потоков, практикуют в течение семестра прием зачетов у обучаемых по отдельным темам, разделам учебной дисциплины. На экзамене обучаемые по этому материалу не отчитываются.
Это позволяет, во-первых, несколько разгрузить экзамен по дисциплине, а при использовании приема и по другим дисциплинам уменьшить напряженность в течение всей экзаменационной сессии. Во-вторых, и это самое главное, у обучаемых на достаточно высоком уровне поддерживаются знания в течение всего семестра. Можно, вместо того чтобы принимать зачет, дать желающим специальное задание: подготовить реферат, провести определенное исследование и т.п. При успешном выполнении задания также сокращается определенный материал, выносимый на экзамен.
Практика показала, что количество обучаемых, желающих «рассчитаться» с экзаменом в течение семестра или значительно облегчить его, составляет 15–25%.
7. Самооценка и взаимооценка знаний
Перед началом изучения учебной дисциплины, по которой предусмотрен экзамен (зачет), преподаватель предупреждает обучаемых, что накануне экзамена они должны оценить свои знания (например, по пятибалльной системе), оценки будут сопоставляться с оценками, полученными в результате экзамена.
Активизация деятельности обучаемых заключается в старании более качественно подготовиться к экзамену, в развитии чувства самокритичности и объективности в оценке своих знаний, так как завышение или занижение самооценки может быть негативно воспринято преподавателем. Прием может использоваться не только применительно к экзаменам, но и при оценке степени подготовки к выполнению лабораторной работы, качества выполнения курсовой и т. д.
Возможно использование и взаимооценки знаний обучаемых, т. е. когда знания каждого обучаемого предлагается оценить одному–двум обучаемым по их выбору или по рекомендации преподавателя.
8. Открытая ведомость учета знаний
Прием взят из арсенала педагога-новатора В.Ф. Шаталова. На учебную группу заводится ведомость учета оценок по данной учебной дисциплине. В отличие от классного журнала в ней проставляются все оценки за некоторые ответы с места, за интересный вопрос, повышенную активность на занятиях, результаты летучек, устного беглого опроса и т. д. Вести эту ведомость поручается одному из обучаемых, данные которому сообщаются преподавателем. При возможности эта ведомость может быть вывешена в аудитории или в другом месте, удобном для обозрения.
Всеобщее обозрение, наглядность, сравнимость оценок всех обучаемых влияют на чувство здорового самолюбия, повышают мотивацию и стремление к активности, особенно в том случае, если обучаемые будут знать, что данные из ведомости будут учитываться преподавателем при итоговом контроле знаний.
Использование учебно-наглядных пособий и ТСО
1. Использование раздаточного материала
С началом занятия или в ходе его обучаемым могут быть выданы печатные материалы, включающие в себя в разном объеме и сочетании план занятия, опорную схему, графики, таблицы, «немые схемы», цифровые данные, перечень задач, задание на самостоятельную работу и т. д., т. е. то, что требует непроизводительных затрат времени.
Эти материалы могут быть вклеены в конспект или помещены в отдельную палку. Опыт показал, что этим может быть сэкономлено до 10–12% учебного времени, которое используют для контроля усвоения, ответов на вопросы, рекомендаций по самостоятельной работе, включения в занятие элементов, повышающих его эффективность, методов и приемов активизации обучаемых.
2. Составление алгоритма занятия
Многие опытные преподаватели перед началом изложения учебного материала воспроизводят на классной доске, экране, схеме его алгоритм. Это способствует лучшему усвоению материала: информация становится более доступной; прослеживается логика рассуждений, доказательств, решений; видна конечная цель; облегчается работа при подготовке к зачетам, экзаменам. Такие схемы, алгоритмы иногда называют скелетами знаний.
3. Использование частных структурно-логических схем
Если в начале изучения темы, раздела учебной дисциплины воспроизвести на классной доске или экране схему связей изучаемой темы, раздела с другими темами, разделами данной дисциплины с другими учебными дисциплинами, то это позволит обучаемым более четко и наглядно уяснить место и роль новой темы или раздела в общей системе подготовки по данной дисциплине, что положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала.
4. Пользование опорными сигналами
Методика составления и использования опорных сигналов при обучении подробно разработана педагогами П.Я. Гальпериным и В.Ф. Шаталовым. Опорные сигналы (опорные конспекты или, как их чаще сейчас называют, знаковые модели, конспекты обобщенных знаний) могут использоваться по любым учебным дисциплинам, на различных видах занятий. Подробно с использованием опорных сигналов можно ознакомиться в специальной литературе.
5. Оформление классной доски
Речь идет о приеме, при котором наглядным средством является сама классная доска. На ней выделяется часть площади, на которой приводятся: наименование темы, учебных вопросов, исходные данные, важнейшие формулы, выражения, конечные результаты, рекомендованная литература и т. д. Другими словами, эта часть классной доски выполняет роль разновидности опорного конспекта. На остальной части доски ведутся все остальные записи, которые в ходе занятия могут убираться без ущерба для дальнейших выкладок.
Для эффективности приема целесообразно рекомендовать обучаемым либо отвести определенное место в конспекте для опорных записей, либо выделять их по ходу ведения конспекта (например, цветом или другим шрифтом), либо, если это возможно, выдать обучаемым схему опорного конспекта в виде раздаточного материала. Главное же, продумать заранее и подготовить к занятию заготовленный вариант оформления классной доски.
|